Пренебрежение самцами приукрасило статистику вымирания — Naked Science
22.06.2017

Пренебрежение самцами приукрасило статистику вымирания

Исследователи из Германии, Австрии, США и других стран показали, что однополые модели вымирания могут переоценивать темпы роста численности популяций.

dd

Сейчас к находящимся под угрозой исчезновения относится 21 286 видов животных. Мониторинг численности и охрана таких таксонов нередко важны для стабилизации экосистем. Однако традиционные модели вымирания основаны на данных о самках — они рассматриваются как основной фактор репродуктивности популяций, — тогда как статистика по самцам считается второстепенной. Тем не менее, в последние годы все больше исследований говорят о необходимости анализа соотношения полов (adult sex ratio, ASR). Так, сокращение самцов ассоциируется с ухудшением сотрудничества между особями и снижением выживаемости потомства. Несмотря на новизну, гипотеза о том, что ASR может модулировать системы репродуктивных связей, находит подтверждения, в частности на примере птиц и человека.

Хотя динамика соотношения полов может выступать ключевым критерием биоразнообразия, ее источники неясны. По разным предположениям, на ASR способны влиять, в частности, повышенная смертность потомства того или иного пола или миграция. Изучение проблемы ограничивают вариации ареалов обитания и полового поведения как между, так и внутри видов. При этом наиболее актуальной оценка численности является для полигамных групп — они подвержены вымиранию в большей степени, чем моногамные. Чтобы проверить относительный вклад различных факторов в ASR, биологи из Билефельдского университета и иных учреждений использовали метод «поимка — мечение — повторная поимка». В течение семи лет они наблюдали за снежными зуйками (Charadrius nivosus).

Рост популяции C. nivosus с учетом одного (красный цвет) и обоих полов (черный цвет) / ©Luke J. Eberhart-Phillips et al., PNAS, 2017

C. nivosus — небольшие (размером с воробья) полигамные птицы, обитающие в США и странах Южной Америки. До недавних пор они считались подвидом морского зуйка (Charadrius alexandrinus), но на основании исследования 2009 года получили статус самостоятельного вида. При этом размножение C. nivosus затрудняют сокращение численности насекомых и человеческая деятельность, в том числе домашние животные, и по классификации Международного союза охраны природы (МСОП) эти птицы находятся под угрозой исчезновения. С 2006 по 2012 годы авторы наблюдали 1259 снежных зуйков (221 самку и 212 самцов), гнездившихся на северо-западе Мексики. Затем они построили модель, которая позволяла оценить выживаемость на трех этапах взросления с учетом пола.

Примечательным выводом работы оказалось то, что самки C. nivosus более полигамны, чем самцы. Вместе с тем выживаемость последних была выше на всех стадиях развития: на 11,5 процентных пункта в статусе птенца, 51 процентных пункта на этапе неполовозрелости и 0,5 процентных пункта в зрелом возрасте. Как следствие, разница в период неполовозрелости вносила самый крупный вклад в ASR. Несмотря на то, что выявленная специфика полигамности потенциально угрожала выживаемости зрелых самцов, анализ показал, что численность птиц в целом чувствительна к любым сценариям ASR и системам репродуктивных связей. Дополнительно ученые сравнили общие расчеты с данными только по самкам: однополая модель значительно завышала рост популяции.

По словам авторов, полученные данные указывают на то, что традиционные модели вымирания могут недооценивать темпы и даже векторы динамики численности таксонов. В свою очередь, ASR в сочетании с методом «поимка — мечение — повторная поимка» позволяет создавать более подробные и достоверные демографические модели.

Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее исследователи выяснили, что популяции большинства современных животных, находящихся под угрозой исчезнования, начали резко сокращаться в конце XIX века.