Современное вымирание животных датировали XIX веком - Naked ScienceNaked Science
22.11.2016, 11:59
Naked Science

Современное вымирание животных датировали XIX веком

Международная группа ученых обнаружила, что размер популяций большинства современных вымирающих позвоночных начал резко снижаться с конца XIX века. Результаты работы представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

По данным Международного союза охраны природы (IUCN), за последние 500 лет на Земле вымерло около 840 видов животных. В статусе вымирающих находится более 22 тысяч видов, при этом скорость вымирания растет по экспоненте. Помимо антропогенных к факторам риска относятся экологические и инбридинг (близкородственное скрещивание) в результате небольших размеров популяций. Однако то, какие из факторов вносят больший вклад, до сих пор неизвестно.

Чтобы выяснить это, ученые из Китайской академии наук и других учреждений провели метаанализ свыше 10 тысяч научных работ, посвященных генетическому разнообразию 2764 видов позвоночных. В выборку вошли животные, которым грозит вымирание (уязвимые, вымирающие виды и виды на грани исчезновения), а также те, которым вымирание не грозит. Анализ показал, что генетическое разнообразие у первых ниже, что не учитывается при внесении их в Красную книгу.

Затем авторы построили математическую модель для датирования начала резкого сокращения популяций у «краснокнижных» видов. Оказалось, что падение численности многих из них началось примерно 123 года назад. В среднем каждые 10 лет размер популяций снижался на 25 процентов, при этом размер предковой популяции у таких видов был на 22 процента меньше, чем у видов, которым не грозит вымирание. Период сокращения оценивается как непродолжительный.

Время снижения популяций соответствует началу широкого распространения индустриализации и изменений экологических систем. Косвенно это подтверждает доминирующую роль антропогенных факторов в вымирании рассматриваемых видов. Вместе с тем ученые отмечают, что причиной их низкого генетического разнообразия скорее является низкий размер предковых популяций. Это объясняет около 24–37 процентов различий в генетическом разнообразии.

Авторы призвали коллег и работников природоохранных организаций обратить более пристальное внимание на оценку размеров предковых популяций у видов, которым угрожает вымирание. Ранее современное массовое вымирание животных стало поводом для рассмотрения научными сообществами возможности для введения нового геохронологического термина — антропоцена. Он означает эпоху, в которой уровень человеческой активности значительно влияет на экосистему Земли.