4 июня
Мария Кривоченко

Обнаружены следы древнего массового вымирания акул

Ученые из Йельского университета и Атлантического колледжа обнаружили свидетельства массового вымирания акул, которое произошло 19 миллионов лет назад. Исследователи отметили, что в то время в Мировом океане было в десять раз больше этих рыб, чем сегодня.

19 миллионов лет назад произошло массовое вымирание акул / ©rdr9895

До сих пор неизвестное массовое вымирание акул группа американских палеонтологов обнаружила «почти случайно», рассказала Элизабет Сиберт, автор работы. Команда исследовала ископаемые зубов костных рыб и акульей чешуи в глубоководных отложениях.

Затем ученые решили собрать данные о том, как менялась численность рыб и акул за последние 85 миллионов лет. Тем самым хотели получить представление о том, как выглядит нормальная изменчивость популяций в долгосрочной перспективе. Палеонтологи заметили, что 19 миллионов лет назад количество акульих чешуек стало меньше в 20 раз: если до этого приходилась одна чешуйка на пять зубов, то затем — одна чешуйка на сто зубов. Так исследователи обнаружили, что в тот период численность акул резко сократилась. Подробности опубликованы в журнале Science.

Дальнейшая работа показала, что 19 миллионов лет назад вымерло более 70% видов акул. А всего численность этих рыб сократилась на 90% примерно за 100 тысяч лет. Причем большинство жертв оказались в открытом океане, а не в прибрежных водах. Авторы работы отметили, что даже во время массового вымирания мелового и палеогенового периодов 66 миллионов лет назад — уничтожившего три четверти видов растений и животных на Земле — погибло вдвое меньше акул.

Пока исследователи не знают причины вымирания. Также им не известно ни о климатическом бедствии, ни о разрушении экосистемы, которое могло бы произойти во время резкого падения популяции акул. «Этот период не известен какими-либо серьезными изменениями в истории Земли, но он полностью изменил понимание того, что значит быть хищником, живущим в открытом океане», — отметила Сиберт.

Будущие исследования темы должны показать, заставило ли массовое вымирание выживших акул изменить среду обитания. Также ученые надеются выяснить, почему популяция не смогла восстановиться за прошедшие 19 миллионов лет. «Благодаря этой работе мы сможем понять, как тот период времени повлиял на современные экосистемы, а также на численность и разнообразие акул в Мировом океане», — подытожили ученые.