• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
11.05.2017, 07:50
Редакция Naked Science
821

Парадокс алкогольного вреда объяснил социальный статус

Исследователи из Университета Глазго показали, что различные факторы низкого социально-экономического статуса могут повышать риск смерти, связанной с употреблением алкоголя, независимо от его объема.

untitled-1
©Wikipedia / Автор: Godefridus Victorinus

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно по причинам, связанным с алкоголем, происходит 3,3 миллиона смертей. Несмотря на то, что люди с высоким и низким социально-экономическим статусом в целом употребляют сопоставимое количество спиртного, риск летального исхода выше у последних. Этот феномен получил название «парадокс алкогольного вреда» (alcohol harm paradox). По одной из гипотез, в его основе лежат средовые (например, район проживания) или фенотипические факторы, в том числе индекс массы тела (ИМТ). Альтернативное предположение заключается в том, что статистику, отличаясь в зависимости от исследования, искажают сами методы наблюдений.

 

Чтобы повысить надежность измерений, авторы новой работы рассмотрели случаи 50 236 человек. Они использовали результаты Исследований здоровья жителей Шотландии (Scottish Health Surveys) за 1998, 2003, 2008, 2009, 2010, 2011 и 2012 годы. Респондентов разделили на шесть групп по уровню образования, на пять групп — по уровню доходов и на пять групп — по объему выпитого на прошлой неделе. За единицу измерения в последнем случае принимались восемь граммов этанола: так, к категории мало пьющих относились мужчины и женщины, которые употребляли 1–10 и 1–7 единиц соответственно, а к злоупотребляющим — более 51 и 36 единиц. Затем показатели сравнили с индексом здоровья и статистикой смертности.

 

При обработке данных ученые также учитывали статус района проживания, квалификацию, курение, пол и возраст. Анализ показал, что высокорисковая модель алкоголизма более характерна для мужчин (19 процентов), чем для женщин (11 процентов). Причем низкие уровни образования, квалификации, доходов и проживание в неблагополучных районах в три раза повышали риск смерти независимо от объемов выпитого и наличия диагноза. Тенденция носила дозозависимый характер: в частности, жизнь в неблагополучном районе резко увеличивала риск летального исхода для злоупотребляющих спиртным по сравнению с мало пьющими. С показателем слабо коррелировали ИМТ и курение.

 

По словам авторов, результаты подтверждают, что алкоголь наносит больший вред людям с низким социально-экономическим статусом вне зависимости от того, какой критерий используется при рассмотрении. Поскольку из выборки были исключены случаи, когда алкоголь непосредственно послужил причиной гибели или смерти, это позволяет опровергнуть гипотезу о том, что само спиртное повышает риск ухудшения качества жизни и смерти. Также работа указывает на потребность в интенсификации программ по борьбе с алкоголизмом среди неблагополучных граждан. Согласно приведенной статистике, даже умеренное употребление алкоголя при низком достатке опаснее, чем злоупотребление алкоголем при высоком.

 

Статья опубликована в журнале The Lancet Public Health.

 

Ранее американские ученые выяснили, что последствия алкоголизма в молодом возрасте могут проявляться спустя десятилетия независимо от продолжительности заболевания.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
13 августа, 15:06
ФизТех

Ученые из МФТИ и Объединенного института ядерных исследований завершили комплексный анализ поведения констант связи Стандартной модели на высоких энергиях. Используя ренормализационную группу, авторы оценили вероятность того, что наш вакуум — физическое состояние, в котором существует все вещество во Вселенной,— рано или поздно «провалится» в более глубокое энергетическое состояние.

14 августа, 16:51
Татьяна Зайцева

Если у вас есть выбор между лестницей и лифтом, выбирайте лестницу. Согласно результатам нового исследования, у людей, регулярно поднимающихся пешком по лестнице, риск скончаться от сердечно-сосудистых проблем ниже на 39%, а от любых других причин — на 24%, чем у тех, кто пользуется лестницей лишь иногда.

14 августа, 18:07
Илья Гриднев

Ученые напрямую визуализировали квантовые структуры, которые лежат в основе высокотемпературной сверхпроводимости. Эксперимент восполнил давний пробел между поведением одиночных частиц и возникновением сверхпроводящего тока, показав, как изолированные электронные «дырки» внутри кристалла объединяются в квазиодномерные молекулы.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

11 августа, 12:44
МАИ

Со стороны профессия летчика-испытателя часто выглядит как череда опасных полетов, требующих бесстрашия и способности мгновенно импровизировать. В действительности ее основу составляют методика, дисциплина, технические знания и умение честно рассказать о каждой особенности машины. Его задача — не просто поднять самолет в воздух, но и понять, насколько точно он выполняет команды, предсказуемо ли ведет себя на сложных режимах и какие изменения необходимо внести в конструкцию или систему управления.

31 июля, 14:12
Андрей Серегин

Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

19 июля, 20:09
Александр Березин

Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий