Орангутаны поставили рекорд по сроку отлучения от груди — Naked Science

Орангутаны поставили рекорд по сроку отлучения от груди

Группа ученых из Австралии и США разработала новый метод оценки поведения приматов при вскармливании и пришла к выводу, что орангутаны могут кормиться молоком самок своего рода в возрасте до девяти лет.

22171095154_4e79968e0e_k

Изучение способов добычи энергии для роста и поддержания биологических функций важно для понимания поведения и эволюции живых организмов. Одним из них выступает лактация, которой пользуются млекопитающие, в том числе гоминиды. Наиболее примечательным представляется случай орангутанов: эти обезьяны часто сталкиваются с изменчивыми условиями среды, при этом уровень их энергетических трат сравнительно низок. «Малоподвижность» орангутанов, как предполагается, выполняет адаптивную функцию. Однако срок их отлучения от груди неизвестен. Дело в том, что вскармливание нередко происходит в укрытиях и темное время суток, поэтому наблюдения in situ не позволяют оценить показатель.

В 2013 году сотрудники Школы медицины Икана в Маунт-Синай и других учреждений выяснили, что поведение приматов при вскармливании может быть описано путем анализа развития зубов и измерения уровня бария. Наряду со свинцом и кальцием этот элемент поступает в организм с молоком матери и формирует скелетные ткани. Причем барий, полученный таким образом, усваивается значительно лучше, чем из других источников, но на его выведение требуется всего одна-две недели, что может делать элемент относительно надежным биомаркером лактации. Чтобы проверить гипотезу, авторы новой работы обследовали моляры (коренные зубы) четырех диких суматранских (Pongo abelii) и калимантанских (Pongo pygmaeus) орангутанов.

Распределение бария в трех молярах 8,8-летнего суматранского орангутана и возраст в днях, соответствующий показателю / ©Tanya M. Smith et al., Science Advances, 2017

Для этого гистологические срезы зубов животных обрабатывали методом лазерной абляции. Луч диаметром 35×35 микрометров послойно удалял вещество на скорости 70 микрометров в секунду, после чего масс-спектрометр измерял содержание в полученном газе изотопов кальция-43 и бария-138. На основании этих данных ученые строили карту элементов, образующих зубы орангутанов в разные периоды жизни. Результаты показали, что резкое снижение уровня бария происходило после первого года жизни. Однако впоследствии у всех особей наблюдались эпизодические колебания показателя. Так, в зубах самки P. pygmaeus устойчивое падение бария было зафиксировано только за три месяца до смерти — в 8,1 года.

Рост концентрации бария в зубах наиболее возрастной особи — 8,8 года — также был обнаружен за несколько месяцев до смерти (продолжительность жизни орангутанов может достигать 50 лет). Таким образом, активное грудное вскармливание у орангутанов, по всей видимости, продолжается 12–18 месяцев после рождения. Затем, из-за перехода на твердую пищу (фрукты), оно проводится реже — в рамках ежегодных циклов. По мнению ученых, причиной для лактации в более зрелом возрасте может выступать нехватка пропитания. Они также отметили, что по сравнению с аналогами предложенный подход отличается высокой точностью: погрешность измерений составила около одного месяца.

Статья опубликована в журнале Science Advances.

Ранее исследователи уличили орангутанов в способности планировать путешествия и организовывать убийства.