• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
29.04.2021, 10:19
Мария Азарова
8,0 тыс

Продолжительность грудного вскармливания сказалась на когнитивных способностях детей

❋ 5.8

Более длительные периоды грудного вскармливания оказались тесно связаны с улучшением показателей всех нейрокогнитивных компонентов у детей в возрасте девяти-десяти лет.

Грудное вскармливание
© Getty Images / Автор: Наталья Федосеева

Польза грудного вскармливания (ГВ) для здоровья обеих сторон хорошо известна, поскольку обеспечивает защиту от инфекций ребенку и снижает риск рака груди у матери. Но единого мнения о том, улучшает ли кормление грудью когнитивные способности потомства и сохраняются ли эффекты от него в долгосрочной перспективе, не было. Одно из объяснений противоречивых результатов — остаточное смешение, возникающее при неэкспериментальных исследованиях.

Авторы новой работы — эпидемиологи и нейрофизиологи из Медицинского центра при Университете Рочестера и Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) — сосредоточились на связи продолжительности грудного вскармливания с общими способностями ребенка, а также памятью и исполнительной функцией, которая включает широкий спектр форм поведения, в том числе планирование, организацию, импульсный контроль и стремление к цели. Развитие этой системы высокоуровневых процессов начинается в раннем детстве и может продолжаться во взрослом возрасте; на нее влияют социально-экономические различия и тот факт, если ребенок, например, появился на свет раньше срока.

Ученые проанализировали результаты тестирования 9116 американских подростков девяти-десяти лет, в 2016-2018 годах участвовавших в исследовании когнитивного развития и прошедших множество разных тестирований. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Public Health.

По итогу специалисты обнаружили вариации в совокупных оценках когнитивных тестов детей, которых в младенчестве кормили грудью или нет (таких было 1875 человек). Более того, чем дольше ребенок находился на ГВ, тем выше балл он набирал: самую сильную корреляцию выявили у детей, получавших материнское молоко на протяжении более чем 12 месяцев (0,30 стандартного отклонения).

«Показатели детей, вскармливаемых грудью до достижения возраста от семи до 12 месяцев, были немного меньше (0,224 стандартного отклонения), а показатели детей, находящихся на ГВ от одного до шести месяцев, падали немного больше (0,109). Но результаты оказались все равно выше по сравнению с детьми, которых вообще не кормили грудью. Большая часть таких детей (не получавших молоко) были от незамужних матерей (52,5%), матерей с дипломом о среднем образовании или без него (33,0%) или росли в семьях с совокупным доходом менее 50 тысяч долларов (43,9%)», — пишут авторы работы. 

Однако на исполнительную функцию кормление грудью не повлияло: показатели были самыми низкими у тех, кто находился на ГВ более 12 месяцев, но связь была незначительной и статистически недостоверной. «Результаты оказались ниже для каждого уровня продолжительности грудного вскармливания по сравнению с теми, кого не кормили грудью, хотя предполагаемые ассоциации мы считаем неизменно слабыми и, вероятно, бессмысленными», — уточнили ученые. Также они не обнаружили никаких указаний на то, что ГВ влияет на показатели памяти: в этом случае результаты были, опять же, неубедительными. 

Но, поскольку связь с показателями общих когнитивных способностей все же подтвердилась, ученые рекомендуют женщинам кормить ребенка грудью как минимум до одного года. Хотя, отмечают они, и неясно, имеет ли улучшение когнитивных функций какое-либо практическое значение в реальном мире. Вероятно, в будущем нас ждет обновление результатов: по словам авторов работы, наблюдения продолжатся до тех пор, пока испытуемым не исполнится 19-20 лет.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
7 июня, 14:47
Любовь С.

В 2017 году человечество впервые заметило объект, прилетевший из другой звездной системы. Он оказался странным, почти не похожим ни на астероид, ни на комету, и получил имя Оумуамуа. Затем появился «нормальный» межзвездный странник — комета Борисова. А в 2025-м астрономы обнаружили 3I/ATLAS — объект, который, вероятно, хранит вещество времен рождения чужих миров. Но что изменили в астрономии эти три гостя из межзвездной тьмы?

9 июня, 17:29
ФизТех

Ученые из МФТИ и Объединенного института высоких температур РАН показали, как с помощью электронного пучка управлять плазмой, в которой присутствуют пылевые частицы. Такой пучок вводится прямо в плазменный объем, изменяя при этом не только траектории движения частиц, но и свойства самой плазмы. Такой подход актуален для систем газоочистки и плазмохимических реакторов.

8 июня, 14:35
Марк Чернов

Американские биотехнологи впервые сообщили об обращении вспять клеточного старения в живых клетках печени человека — не мышиных, не синтетических, а именно человеческих. На волне этого результата компания привлекла 435 миллионов долларов и готовится к клиническим испытаниям.

7 июня, 14:47
Любовь С.

В 2017 году человечество впервые заметило объект, прилетевший из другой звездной системы. Он оказался странным, почти не похожим ни на астероид, ни на комету, и получил имя Оумуамуа. Затем появился «нормальный» межзвездный странник — комета Борисова. А в 2025-м астрономы обнаружили 3I/ATLAS — объект, который, вероятно, хранит вещество времен рождения чужих миров. Но что изменили в астрономии эти три гостя из межзвездной тьмы?

5 июня, 14:32
Илья Гриднев

Астрономы провели длительную радиодиагностику межзвездного объекта 3I/ATLAS и не нашли признаков искусственных технологий. Наблюдение окончательно подтвердило естественную природу ледяного тела, хотя ученые изначально не ожидали сенсации.

8 июня, 10:23
Александр Березин

Роль личности в истории чаще всего иллюстрируют правителями или полководцами. Но, глядя на современную карту мира, нельзя не признать: она выглядела бы принципиально иначе, если бы не одна крестьянская девушка, которую сожгли в этот день ровно 595 лет назад.

17 мая, 10:35
Игорь Байдов

В высокогорных районах Гималаев появился новый хищник. Он не боится людей, возглавляет стаи собак и все чаще заходит в деревни. Местные жители называют его «кхипшанг». Речь идет о гибриде гималайского волка и бродячей собаки. Ученые опасаются, что этот зверь изменит хрупкий баланс местной дикой природы и в скором времени станет весьма опасным для человека.

25 мая, 14:00
Андрей Серегин

В доколумбовых Андах принадлежность к правящему роду определяла доступ к земле, торговле и статусу, поэтому удержать все внутри семьи было вопросом выживания. Ученые выяснили, что элиты долины Чинча решали эту задачу самым прямым способом — заключая браки между родственниками на протяжении как минимум двух поколений.

17 мая, 10:00
Evgenia Vavilova

При совпадении нескольких условий наши глаза способны улавливать излучение в ближнем инфракрасном спектре. Тогда сетчатка начинает работать как нелинейный фотодетектор.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Комментарий на проверке

Что-то в вашем комментарии показалось подозрительным, поэтому перед публикацией он пройдет модерацию.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Авторизуясь, вы даете согласие на обработку персональных данных и подтверждаете ознакомление с Политикой.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно