Орангутаны способны планировать и сообщать маршрут своего путешествия — Naked Science
12.09.2013

Орангутаны способны планировать и сообщать маршрут своего путешествия

Мы ошибочно полагаем, что способность планировать – исключительно умение, присущее человеку. Однако недавние исследования показали, что братья  наши меньшие, приматы, обладают такой же способностью.   Например, некоторые озорные шимпанзе в зоопарке заранее собирают камешки, которые позже бросают в посетителей. Но узнать, пользуются ли обезьяны этой способностью в условиях дикой природы, во много раз труднее.  ...

Новое исследование, проведенное сотрудниками Института антропологии и музея при Университете Цюриха показало, что дикие обезьяны планируют свой день на часы вперед и объявляют о своих планах соплеменникам. Результаты исследования были опубликованы на этой неделе в PLОS ONE.

Антрополог Карел Ван Шайк (Carel van Shaik), наблюдая за орангутанами, вычислил способность некоторых самцов рассчитывать маршрут своего путешествия в Индонезию и сообщать об этом с помощью характерного продолжительного крика. По описанию Шайка, это прерывистый крик, который может длиться до четырех минут.

Эти самцы сообщают о своем намерении за день до начала путешествия, сосредотачивая крик в одном определенном направлении. Эта информация в основном рассчитана на женскую аудиторию.

Орангутаны ведут более уединенный образ жизни, чем другие обезьяны, и большинство самцов проводят жизнь в отшельничестве. Крики орангутанов можно услышать на расстоянии до одного километра по нескольку раз в день. Орангутаны способны распознавать голоса разных особей, а самки по издаваемому крику определяют доминирующего самца.

«Вместо того, чтобы вертеть головой и раскачиваться всем телом в разные стороны, как обычно делают другие животные, орангутаны пристально смотрят в одном направлении», – поясняет Шайк. Профессор Цюрихского университета Шайк отметил, что орангутаны направляют прерывистые крики в том направлении, в каком намерены двигаться.

Особенно примечательно, что приматы издают крики, вещающие о начале путешествия, порядка за сутки до самого вояжа. А после ночного перевала самцы продолжают свой путь в предварительно намеченном направлении.

По мнению профессора, эта способность планирования свойственна всем человекообразным обезьянам: шимпанзе, гориллы, орангутаны и бонобо, хотя это пока спорный вопрос.

Впрочем, сам профессор не сомневается в этой способности приматов, вопрос лишь в том, как доказать эту гипотезу. В настоящее время профессор пытается выяснить, способны ли орангутаны изменять предварительно запланированное направление.

Далее: Новая вакцина уничтожает вирус иммунодефицита у обезьян

Европейские авиастроители провели успешные испытания системы автоматического взлета, используя новейший авиалайнер A350-1000. В будущем применение такого комплекса позволит сделать полеты более безопасными.