На Филиппинах нашли следы еще одного древнего океана
25.08.2016

На Филиппинах нашли следы еще одного древнего океана

Геологические свидетельства показали, что между сегодняшним Тихим и югом Индийского океана 52 млн лет назад плескалось древнее море площадью больше 15 млн кв. км.

vetulis-all-together

Даже в наше время у каждого есть шанс дать имя целому новооткрытому морю: авторы находки, тайваньские исследователи из команды геолога Джонни Ву (Jonny Wu), назвали его Южно-Азиатским. Впрочем, оно ушло под поверхность планеты миллионы лет назад, когда его тектоническая плита погрузилась в мантию. Об этом Ву и его коллеги пишут в статье, опубликованной в Journal of Geophysical Research.

Исследование тектоники плит в районе современного Филиппинского моря ученые вели больше пяти лет, собирая и анализируя данные сейсмической томографии. Различные особенности распространения сейсмических волн сквозь земную литосферу позволили реконструировать ее внутреннюю структуру. Древние литосферные плиты океана погружаются в мантию медленно, и ученым удалось определить движение 28 обширных обломков земной коры, опустившихся на глубину от 500 до 1300 км. Их общая площадь была огромна и достигала 70 млн кв. км.

Авторы реконструировали их положение в прошлом и показали, что часть из этих фрагментов – площадью не менее 15 млн кв. км – некогда была океанической литосферной плитой и давала опору древнему океану, который исчез около 52 млн лет назад, примерно 10 млн лет спустя после гибели динозавров.

Скорее всего, Южно-Азиатское море стало жертвой обычной тектоники плит. Филиппинская плита росла и мигрировала на северо-запад, столкнувшись с небольшими плитами, которые подпирает юго-восточная оконечность мощнейшей Евразийской плиты. Под их давлением северная часть плиты Южно-Азиатского моря стала погружаться в мантию. Но то же происходило у нее и на юге, под действием Индо-Австралийской, Тихоокеанской и Каролинской плит. Около 10 млн лет назад плита окончательно скрылась под ними.

Реконструированная плита Южно-Азиатского моря / ©Jonny Wu