Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
31.12.2022
3 149

Астрономы обнаружили ключевое сходство между Венерой и Землей

4.5

Долгое время ученые полагали, что толщина литосферы Венеры слишком велика, чтобы поддерживать движение тектонических плит. Однако теперь калифорнийские исследователи заявили, что это не так, и в тектоническом плане Венера не слишком отличается от Земли.

Ближайшие соседки по Солнечной системе, Венера и Земля выглядят абсолютно разными / © Pixabay

Хотя Венера — ближайшая к Земле планета Солнечной системы, на первый взгляд они выглядят совершенно разными. Если Земля поддерживает условия, подходящие для разнообразных форм жизни, описать Венеру как «негостеприимную» будет огромным преуменьшением.

Чтобы передать на Землю первые снимки поверхности этой планеты, советскому аппарату «Венера-9» в 1975 году пришлось преодолеть крайне плотную атмосферу и облака из серной кислоты, после чего приземлиться на «раскаленную сковородку», нагретую до 464 градусов Цельсия, так что не удивительно, что даже надежная советская техника вышла из строя спустя 53 минуты после посадки.

Однако, несмотря на недружелюбный характер, Венера относится к планетам земной группы и намного больше, чем Марс или Меркурий, похожа на нашу родную планету. Ключевое сходство — то, что и Земля, и Венера излучают в космос тепловую энергию, а значит, ее ядро все еще достаточно горячее и может поддерживать активное движение тектонических плит.

Ранее ученые предполагали, что литосфера Венеры слишком толстая и вязкая, чтобы тектонические плиты скользили, врезались и расходились на ее поверхности, но теперь астрономы из Лаборатории реактивного движения в Калифорнии (США) установили, что в этом отношении две планеты-соседки практически неотличимы друг от друга.

К таким выводам они пришли, проанализировав данные, собранные межпланетной станцией «Магеллан» в 1990-х годах и рассчитав толщину литосферы, измерив изгиб внутри поверхностных образований, называемых венцами, образовавшихся в результате геологической и вулканической активности. Используя данные альтиметрии «Магеллана», они определили среднюю толщину литосферы в 75 точках 65 венцов: 11±7 километров.

Один из венерианских венцов, венец Артемиды / © wikipedia.org

Астрономы рассчитали, что, судя по количеству излучаемого тепла, Венера в среднем тектонически активнее Земли, и с точки зрения нашей планеты она сейчас находится на ранней стадии геологического развития, будучи аналогом Земли времен архея (около 4-2,5 миллиарда лет назад). Единственное серьезное отличие — отсутствие на поверхности Венеры глобального океана, который сформировался на Земле еще на самых ранних стадиях ее развития.

Исследование опубликовано в журнале Nature Geoscience.