19.04.2017
Редакция Naked Science

Львы стали людоедами из-за больных зубов

Анализ зубов хищников показал, что нападения на людей в некоторых случаях становятся альтернативой привычным способам охоты.

tsavo-21323148-1481548231-imagegallerylightboxlarge
©Wikipedia / Автор: Павел Сорокин

О двух львах, известных как «Людоеды из Цаво», мир впервые узнал в 1898 году. Во время строительства железнодорожного моста через реку Цаво на территории современной Кении львы убили несколько десятков рабочих. Нападения продолжались девять месяцев, и в итоге многие рабочие покинули район, а строительство пришлось остановить. Только в декабре 1898 года хищников удалось уничтожить. Львы оказались крупнее средних размеров — длина каждого от носа до кончика хвоста составляла около трех метров. Несмотря на то, что оба зверя были самцами, у них отсутствовала грива. Шкуры животных передали в Филдовский музей естественной истории в Чикаго.

Исследователи неоднократно обращались к истории львов из Цаво. В качестве причин нападений называли вспышку чумы крупного рогатого скота, которая могла уничтожить большую часть пригодных для охоты животных, или регулярно проходившие в районе Цаво караваны рабов — львы могли привыкнуть поедать тела погибших. Согласно еще одной версии, у хищников были проблемы с зубами, затрудняющие охоту.

Один из львов, убитых в Цаво. The Field museum.

Ученые провели анализ микроповреждений зубов трех львов-людоедов: двух хищников из Цаво и льва из Мфуве, убившего шесть человек в 1991 году. Результаты сравнили с образцами зубов других крупных животных, включая гепардов и гиен. Если бы львы из Цаво страдали от недостатка скота и питались, в основном, падалью (обычно они предпочитают охотиться), характер микроповреждений на их зубах был бы таким же, как у гиен, — те часто обгладывают кости павших животных.

Рассказывает автор работы Лариса де Сантис: «Несмотря на свидетельства современников о хрусте костей жертв, доносившемся с окраины лагеря в Цаво, на зубах этих львов нет следов поедания костей. Их поверхность поразительно напоминает зубы львов, живущих в зоопарках и питающихся мягкой пищей — говядиной или кониной».

Поверхность зубов разных животных. Слева вверху зубы двух диких львов, справа вверху зубы льва из зоопарка, слева внизу зубы львов из Цаво, справа внизу зубы льва из Мфуве. Credit: Larisa DeSantis / Vanderbilt.

Более ранние исследования показали, что львы из Цаво страдали заболеваниями зубов. У льва, съевшего больше двадцати человек, на одном из клыков образовался абсцесс: привычный способ охоты, при котором лев удерживает жертву челюстями и душит, стал крайне болезненным. Поэтому, как предполагает де Сантис, льву стало труднее справляться с зебрами и буйволами, а поймать человека куда проще. Похожие повреждения нашли и на зубах льва из Мфуве. Второй лев из Цаво, чьими жертвами стали около десяти человек, имел куда меньше проблем с зубами. Согласно результатам химического анализа, буйволов и зебр этот зверь ел гораздо чаще, чем людей.

Де Сантис делает вывод о том, что основной причиной людоедства стала не эпидемия чумы крупного рогатого скота и не привычка львов поедать трупы. Скорее, охота на людей стала способом добыть пищу, затратив меньше усилий. «Сегодня львы нападают на людей редко, но с ростом человеческой популяции и сокращением числа подходящих для охоты видов львы могут перейти к поеданию людей», — говорит исследователь.

Ранее ученые установили, что жертвами древних львов могли быть даже представители мегафауны, включая мамонтов и мастодонтов.