Жизнь без Луны — Naked Science
05.02.2014

Жизнь без Луны

Если б не было Луны, земной климат оказался бы очень неприятным и нестабильным ? но, все-таки, вполне пригодным для жизни.

sweden-autumn-moon-strand

Математические модели показывают, что, не будь у нас достаточно крупной Луны, Земля постоянно «вихлялась» бы в полете. Без гравитационной стабилизации со стороны спутника угол наклона оси планеты относительно плоскости ее орбиты не оставался бы постоянным ? а значит, климат на Земле был бы капризнее сердца красавицы. Бросаясь то в жар, то в холод, планета оказалась бы мало пригодной для спокойного и долгого развития жизни.

Эти выводы выглядят вполне понятными и очевидными ? однако исследователь из NASA Джек Лисойе (Jack Lissauer) решительно от них отказывается. «Если б у Земли не было Луны, ее наклонение к плоскости орбиты ? а значит, и ее климат, действительно, менялись бы намного существеннее, чем сейчас, ? сказал ученый на встрече Американского геофизического союза. ? Однако далеко не так ужасно, как это предсказывали предыдущие модели».

Наша любимая Луна, как считается, сформировалась из вещества самой Земли, выбитого с нее ударом громадного небесного тела около 4,5 млрд лет назад. В диаметре она достигает 27% земного, хотя по массе ? лишь 1% земной. Впрочем, для спутника и это весьма внушительные размеры: в Солнечной системе ни одна планета (если не считать карликовых) не может похвастаться столь крупным в сравнении с собой спутником.

Судя по всему, подобные большие спутники ? редкость для планет и у других звезд. Во всяком случае, даже знаменитый телескоп Kepler, нашедший многие сотни экзопланет, не обнаружил ни одного такого спутника. А между тем, роль Луны в жизни нашей Земли трудно переоценить. Она далеко не ограничивается появлением приливов и отливов: именно Луна ограничивает колебания оси вращения планеты в пределах 22-24,6° от перпендикуляра к плоскости ее орбиты и делает ее замечательно подходящей для жизни.

Луна, как считается, сформировалась из вещества самой Земли