26.08.2013
Редакция Naked Science

Миссия: Марс

HumanOnMars

После того, как люди покорили Луну, изрекли ворох исторических фраз, а астронавт Алан Шепард сыграл в лунный гольф, следующим вызовом человечеству стал Марс. Пока космические державы соревнуются за право первыми водрузить свой флаг на поверхности Красной планеты, реальные люди готовятся к полету. С какими стрессовыми ситуациями они столкнутся? А, может, сойдут с ума? И останутся ли людьми в полном смысле этого слова?

Космонавтов ждет символическая смерть

Но зачем людям вообще вдруг понадобилось лететь на Марс? Если лунная гонка между США и СССР, при всем уважении к научным опытам, носила больше политический характер, то укрощение Бога войны может иметь вполне практическую цель. Ученые, которые занимаются исследованием четвертой планеты, приходят к выводу, что когда-то на ней была такая же атмосфера, как и на Земле. На Марсе были реки, моря, озера, растительность, но все это бесследно исчезло. Может быть, Марс – будущее Земли? Серия революционных экспериментов, которые можно провести только на этой планете, должна ответить на данный вопрос.

А еще ученые смотрят в сторону Марса, опасаясь астероидов, угрожающих Земле. Кто знает, может, когда-нибудь опасение станет причиной того, что в этой красной ледяной пыли яблони зацветут?

По мнению известного петербургского психоаналитика Дмитрия Ольшанского, колонизация Марса ставит перед человеком ряд труднопреодолимых психологических проблем. «Если конечной целью проекта является колонизация Красной планеты, то подобные путешествия станут поездкой в один конец. То есть первые переселенцы должны будут навсегда попрощаться не только со своими близкими и родными, но и с Землей и с тем образом жизни, который ведут на ней люди. Это своеобразная «символическая смерть», которую должны будут пережить космонавты. При всех средствах связи и механических симуляторах, они больше никогда не увидят землян и не смогут почувствовать земную жизнь. С одной стороны, они перестают быть частью человечества, с другой стороны, они переносят человеческую форму бытия на другую планету», – считает Дмитрий Ольшанский.

Цена вопроса

С приходом частного капитала в освоение космоса пилотируемый полет на Марс уже в обозримом будущем приобретает все более реальные очертания. Американский миллиардер и первый космический турист Деннис Тито твердо намерен спонсировать экспедицию на Марс. Планируется, что полет состоится 5-ого января 2018-го года. Космический аппарат достигнет Марса 20 августа того же года. Сам же эксперимент завершится 21-ого мая 2019-го года.

По предварительным данным, стоимость миссии составит пятьсот миллионов долларов. А воплощением станет одноразовая ракета-носитель семейства «РН Фалькон» компании SpaceX. Первый пилотируемый полет к Марсу не предполагает прогулок по поверхности планеты. Экипаж корабля только облетит Красную планету и будет наблюдать ее с расстояния ста километров.

На данном этапе развития у человечества есть все научные, технические и финансовые возможности для осуществления экспедиции к Аресу. Все те проблемы, с которыми сопряжен марсианский вояж: поломки техники, ионизирующая радиация, так или иначе будут решены, но время – игрок, который не на стороне людей.

500 и 1 день невесомости

Спешка с полетом на Марс вполне обоснована. Она связана не только с желанием как можно быстрее доставить человека к Красной планете. Все дело в том, что на 2018-ый год приходится так называемое Великое противостояние. Именно в это время Марс будет предельно близок к Земле. В следующий раз «противостоять» нам этот воинствующий мир будет лишь в 2031-ом году.

Перелет на Марс и обратно займет 501 день. Предыдущий рекорд самого длительного космического перелета принадлежит российскому космонавту Валерию Полякову – 437 дней. Но длительная изоляция плюс получасовая задержка связи с Землей способны оказать давление на психику даже самых крепких из космических «орешков».

Социопсихолог Евгений Якушев считает, что психологические проблемы неизбежно встанут перед членами экипажа корабля. Суть в том, чтобы космонавты научились эффективно их разрешать в пределах корабля. «Психологические проблемы могут возникнуть по самым разным причинам, но главная из них – это внутренний разлад, когда, например, кто-то из членов экипажа вдруг поднимет свои личные желания выше групповых. Поэтому очень важно, чтобы такие вещи тут же разрешались – это полная взаимоотдача и дополнение друг друга по психическим и физическим свойствам», – уверен специалист.

Дмитрий Ольшанский же убежден: проблем с общением у членов экипажа возникнуть не должно: «С проблемами изолированных групп психологи работали довольно долго, в том числе и в разного рода экспедициях, и в исправительных учреждениях, и в специальных психологических проектах для космонавтов, которых с 1967-го года в нашей стране проводилось более двенадцати. Такие явления, как психологические перегрузки, усвоение новой информации и новых правил поведения, внутренняя динамика, агрессия, конфликты, борьба за лидерство и прочее – давно изучены, предсказуемы и решаемы настолько, насколько их можно решать дистанционно».

Психоаналитик полагает, что основная сложность марсианской экспедиции сопряжена с проблемами, которые здесь, на Земле, даже невозможно предвидеть. Так что становится непонятно, к чему, собственно, готовить «колумбов космоса».

Другой специалист, Евгений Якушев уверен – от качества подбора экипажа во многом зависит успех миссии: «Самая сложная и в тоже время важная задача состоит в том, чтобы подобрать членов экипажа таким образом, чтобы они были сранжированы, как органы в едином теле. Где каждый отдельный член экипажа выполнял бы сугубо свою функцию не только как специалист, но и имел врожденные психические свойства, которые бы были комплементарны другим членам экипажа, а точнее, их свойствам психики. Потому что такая сложная и продолжительная экспедиция, как полет на Марс, потребует от всех участников полной отдачи. Корабль – это в прямом смысле живой организм со своими клетками, органами, подсистемами и общим телом. Поэтому подбор участников команды должен быть очень тщательным».

Марсианские отпрыски  новая раса?

Наиболее реальными претендентами для марсианской экспедиции называют семейную пару из США Тейбера МакКаллума и Джейн Поинтер. У супругов уже есть опыт длительного пребывания в замкнутом пространстве, когда в 1991-1993-ом гг. они принимали участие в эксперименте «Биосфера-2».

Плюс это или минус для марсианской экспедиции, психологи не берутся судить однозначно. С одной стороны, люди, которые достаточно долго знают друг друга, уже научились сосуществовать вместе. Другой стороной медали могут стать проблемы, типичные для всех супружеских пар. По мнению Якушева, одной любви тут недостаточно. Важна психологическая совместимость партнеров. «Супруги также должны быть сранжированы по своим врожденным психическим свойствам, чтобы быть дополнением друг друга, а не просто семейной парой. Проще говоря, глаз должен видеть, ноги –  ходить, уши – слышать. Тогда никто не будет раздражать друг друга», – считает социопсихолог.

Дмитрий Ольшанский, в свою очередь, уверен, что все зависит от цели экспедиции. В пилотируемом полете, запланированном на 2018-ой год, нет принципиальной разницы, будут ли члены экипажа супругами или нет. Если же в будущем человечество решит населить Марс, то пары, созданные на Земле, сумеют найти общий язык и на Красной планете. «Думаю, что если цель состоит в том, чтобы дать начало новой популяции, то, конечно, лучше, если в путешествие отправятся уже сложившиеся пары», – отмечает психоаналитик.

Кстати, если научный прогресс шагнет настолько далеко, что Марс действительно будет колонизирован, дети, рожденные на Красной планете, будут совсем не такими, как на Земле. «Интерес антропологов будет связан с последующими поколениями переселенцев. Рожденные на Марсе дети не будут похожи на землян ни физиологически, ни психически, а это ставит не только ряд вопросов психологии, но и антропологии, философии и биоэтики. Каким модификациям целесообразно и гуманно подвергать тело и душу человека, а что будет являться действиями против человеческой природы? Да и что считать «человеческой» формой бытия, если и тело, и чувства, и язык претерпят такие трансформации? Станут ли марсиане новой человеческой расой или же новым биологическим видом наряду с Homo sapiens?», – задается вопросом Дмитрий Ольшанский.

Так что будет ли жизнь на Марсе или не будет — это, как говорится, науке неизвестно. Споры об этом утихнут только тогда, когда еще один Нил Армстронг сделает свой «огромный шаг для человечества», но уже по марсианской пыли. Но рано или поздно — это произойдет. И кто знает, может, четвертая планета от Солнца станет вторым прибежищем для всех землян?