Идентифицирован новый вид динозавров с клювом и загнутыми рогами — Naked Science

Идентифицирован новый вид динозавров с клювом и загнутыми рогами

Окаменелости, найденные на территории американского штата Монтана еще около десяти лет назад, оказались останками ранее неизвестного вида динозавров с мощным щитом на голове и необычными изогнутыми рогами.

dino1

Несмотря на устрашающий вид, этот четырехногий ящер был травоядным, его описание палеонтолог Канадского музея природы Джордан Мэллон (Jordan Mallon) и его коллеги опубликовали в журнале PLOS One. Авторы отнесли динозавра к семейству цератопсид, куда входили и широко известные трицератопсы, дав новому виду название Spiclypeus shipporum. Родовое имя можно перевести с латыни как «шипастый щит», видовое дано в честь Билла Шиппа (Bill Shipp), нашедшего останки.

Обнаруженные окаменелости, датированные возрастом около 76 млн лет, включают в себя примерно половину черепа, части передних и задних конечностей, а также часть позвоночника. Некогда такие клювастые динозавры были многочисленны и разнообразны. Однако Spiclypeus shipporum отличают от других известных представителей этой группы необычная ориентация и форма рогов, изогнутых на манер сабли и направленных в стороны и вниз. Уникальны и шипы, идущие по кромке головного щита: их ориентация чередуется, так что одни ориентированы вперед, а другие назад. Это позволяет палеонтологам считать его переходной формой между ранними и поздними цератопсидами, различавшимися ориентацией этих шипов.

©Canadian Museum of Nature

Изучение останков раскрыло и другие нюансы жизни Spiclypeus shipporum. На момент гибели динозавру было 10 лет. Верхняя кость передней конечности сохранила следы артрита и инфекционного остеомиелита. Палеонтологи не могут сказать, каким образом была повреждена конечность, однако она однозначно болела у этого динозавра годами, а возможно, сделалась и вовсе бесполезной.

Spiclypeus shipporum стал уже девятым видом динозавров, обнаруженных в формации Джудит-Ривер на территории штата Монтана. Эти богатые окаменелостями отложения привлекают внимание и специалистов, и простых «охотников за динозаврами», среди которых оказался и Билл Шипп. Свою находку он сделал еще в 2005 г., а в 2015 г. продал канадскому музею. Стоит сказать, что вклад Шиппа в открытие стоит того, чтобы отметить его в видовом имени нового динозавра: энтузиаст быстро осознал важность находки, вложил собственные средства в профессиональное проведение раскопок и сохранение останков, привлек к работе волонтеров и палеонтологов.

Во Франции объявили о начале работ над перспективной стратегической атомной субмариной. Предполагается, что каждый такой корабль сможет нести 16 баллистических ракет.

Психологи Санкт-Петербургского государственного университета проследили механизм выделения главных признаков объекта, - центральный для успешного мышления. Также они выяснили, насколько его успешность зависит от взаимодействия вербальных и образных процессов. Результаты исследования помогут усовершенствовать методики развития понятийного мышления, дефицит которого в последнее время наблюдается как у школьников, так и у образованных взрослых.