Орангутаны догадались, как расколоть орех тяжелым предметом — Naked Science
3 сентября

Орангутаны догадались, как расколоть орех тяжелым предметом

5.2

Чтобы научиться использовать ударное орудие и раскалывать орехи, орангутанам оказалось необязательно видеть чей-то пример: они способны додуматься до такого приема самостоятельно.

©Daniel Ramirez, Flickr

Способность раскалывать твердую скорлупу орехов ударами тяжелого предмета может показаться элементарной. Однако лишь самые развитые из животных демонстрируют такое поведение. Механизмы, лежащие в его основе, не слишком понятны: возможно, это связано с обучением и подражанием и передается у приматов от особи к особи.

Однако новая работа ученых из немецкого Тюбингенского университета показала, что животные могут изобретать такой метод и самостоятельно. Об этом Элиза Бандини (Elisa Bandini) и ее коллеги пишут в статье, опубликованной в новом номере American Journal of Primatology.

Падана, самка орангутана из Лейпцигского зоопарка, колет орехи на тяжелой колоде / ©Claudio Tennie

Ученые проводили эксперименты с 12 суматранскими (Pongo abelii) и калимантанскими (Pongo pygmaeus) орангутанами, которые содержатся в зоопарках Лейпцига и Цюриха и прежде не могли видеть, как кто-либо раскалывает орехи предметами. В их клетки подкладывали твердые орехи и ударные инструменты — тяжелые поленья подходящих размеров и формы. Четверо животных стали раскалывать скорлупу, самостоятельно догадавшись о такой возможности.

Трое сперва пытались добраться до ореха с помощью зубов и рук и лишь затем решили использовать орудия. Четвертый орангутан — самка — пытался расколоть орех с помощью более тяжелой колоды-наковальни, но после того, как та была закреплена, додумался положить орех на нее и колоть поленом (показано на иллюстрации).

Значит, индивидуальное обучение выступает главным драйвером такого поведения — по крайней мере, у орангутанов. Возможно, эти умные животные способны самостоятельно осваивать и другие сложные навыки. Напомним, они могут использовать даже крючок.

24 сентября