22.10.2018
Редакция Naked Science

Европейские астрономы изучили звезду с аномальным химическим составом

В атмосфере далекой голубой звезды HD 87240 обнаружились аномальные количества ртути, платины и редкоземельных элементов.

star0

Звезда HD 87240 находится в 7,2 тысячи световых лет от Солнца, в южном созвездии Киль. В числе других молодых светил она входит в рассеянное скопление NGC 3114, наблюдать которое достаточно сложно из-за его фоновой «засветки» звездами галактического диска Млечного Пути. Астрономы из Парижской обсерватории и Института космических исследований Австрийской академии наук использовали для этого телескоп ESO VLT, работающий в Чили.

Наблюдения проводили в октябре 2017 года, анализ собранных тогда данных ученые представили в статье, опубликованной в открытой онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org. Спектр в оптическом и УФ-диапазонах был получен с высоким разрешением и позволил оценить температуру и гравитацию HD 87240, а также состав ее атмосферы. Работа показала, что звезда отличается аномально высокой металличностью — содержанием химических элементов тяжелее гелия.

Так, количество платины и ртути в ее атмосфере в десятки тысяч раз больше, чем у Солнца, кремния — вдесятеро, а редкоземельных элементов (таких как неодим, празеодим, церий) — как минимум впятеро. Больше на HD 87240 и более легких элементов, таких как углерод, азот, кислород, зато ключевых легких элементов — водорода и гелия — наоборот, не хватает.

Астрономы отмечают, что с учетом этих данных HD 87240 стоит отнести к поздним бело-голубым гигантам спектрального класса В. В силу металличности она также является пекулярной звездой прежде неизвестного SiPtHg-типа, выделяясь среди других светил своего класса аномальным составом — прежде всего избытком кремния (Si), платины (Pt) и ртути (Hg).