16.04.2015
Редакция Naked Science

Еще не родившись окончательно, Земля испытала опасное столкновение с телом, похожим на Меркурий

Сегодня почти наверняка доказано, что Луна появилась из обломков, выброшенных на орбиту столкновением молодой Земли с объектом размерами примерно с Марс. Более раннее столкновение могло создать другую жизненно важную особенность нашей планеты – ее стабильное магнитное поле.

fig1_hi

Считается, что первые этапы формирования Земли – как и Солнца и других объектов по соседству – проходили в протопланетном облаке около 4,6 млрд лет назад. На первых этапах, пока в этом облаке оставалось достаточно пыли и всевозможных обломков, они интенсивно бомбардировали молодые тела Солнечной системы – и те продолжали рост.

Однако на Земле этот рост привел к появлению целого ряда уникальных характеристик, позволивших нашей планете стать обитаемой. Одна из них – геомагнитное поле, защищающее всю планету и сохраняющееся уже как минимум более 3,5 млрд лет. Нигде у соседей сравнимых размеров такого не наблюдается: по современным представлениям, магнитосферу планеты может создавать вращение ее полужидкого, достаточно горячего ядра, насыщенного железом.

Например, на Марсе оно, видимо, давно остыло – во всяком случае, сегодня у Красной планеты магнитного поля нет, и она остается по большей части незащищенной от потоков заряженных частиц из космоса. На Земле же магнитное поле сильно, как и во времена ее молодости.

Объяснить это и может новая гипотеза о «первичном столкновении» Земли с неким тяжелым телом, которое имело состав, похожий на современный Меркурий, богатый тяжелыми элементами. В недавних экспериментах ученые из Оксфорда смоделировали состав и условия новорожденной Земли (температура между 1400 и 1600°С, давление до 1,5 ГПа), проследив за реакциями тяжелых элементов (самария, неодима, урана) с силикатами и другими древнейшими породами.

Оказалось, что если в нормальной обстановке эти элементы в них оседают, то в экспериментальных условиях они легко проникали глубже и растворялись в сульфиде железа – веществе, из которого, по большей части, сложено земное ядро. Нечто подобное вполне могло происходить и далеко в прошлом.

Проникая глубоко в ядро планеты, уран и другие тяжелые радиоактивные элементы до сих пор могут подогревать его, даря планете глобальное магнитное поле, а жизни – спокойные условия для развития.