Эпилепсию снова связали с мистическим опытом

Эпилепсию снова связали с мистическим опытом

Ученые подтвердили склонность больных эпилепсией к глубокой религиозности – похоже, между ними существует нейрофизиологическая связь.

Эпилепсия может вызывать столь яркие и отчетливые мистические переживания, что эту болезнь считали своего рода «священной» в целом ряде религиозных культур. Научное исследование этой взаимосвязи тоже насчитывает не один десяток лет. Продолжает эту тему новая работа ученых во главе с Бритом Джонстоном (Brick Johnstone) из Миссурийского университета. Ее результаты представлены в статье, опубликованной журналом Mental Health, Religion and Culture.

Эпилептические приступы связаны с аномальными вспышками активности нейронов, которые могут охватывать обширные области головного мозга. Они могут вызывать сильные переживания мистического толка, да и вообще больные эпилепсией часто бывают склонны к религиозности. Напомним, в прошлом году благодаря случайности ученые даже зафиксировали происходящее в мозге такого больного прямо в процессе «откровения свыше».

«Наша работа дает новые основания считать, что склонность человека к религиозности может иметь нейрофизиологические основания», – говорит профессор Джонстон.

Ученые провели опрос страдающих эпилепсией добровольцев, выяснив, в частности, различные аспекты их жизни и поведения, связанные и с болезнью, и с религией. Из них 32 процента причислили себя к христианам-протестантам, 10 процентов – к католикам, по 5 процентов назвались буддистами и атеистами, 38 процентов отнесли себя к другой религии. Лишь около 10 процентов выразили свое равнодушие к этим вопросам.

Эти цифры (кроме, конечно, последней) существенно больше, чем в целом по населению. По мнению авторов работы, они усиливают возможную связь между нейрофизиологией эпилепсии и религиозности. Связь, причины которой еще предстоит выяснить.

Возбудитель коронавируса SARS-CoV-2 при помощи неструктурных белков повреждает гемоглобин — важный транспортный белок человека. Это приводит к усилению воспалительных процессов и появлению «матового стекла» в легких.

В верховьях Амазонки археологи изучили следы обширной сельскохозяйственной культуры, возделывавшей маниок и тыкву еще более 10 тысяч лет назад.

Одомашненные виды, летучие мыши, грызуны и приматы — наиболее вероятные источники будущих вирусных заболеваний человека.