23.05.2017
Редакция Naked Science

Доказана возможность размножения млекопитающих в космосе

Команде японских ученых удалось добиться получения жизнеспособного и, по всей видимости, здорового потомства от мышей с использованием спермы, до этого побывавшей на МКС.

В ходе эксперимента образцы мышиной спермы были заморожены, доставлены на МКС и, не меняя своего состояния, пробыли на ней около девяти месяцев. Затем они были спущены на Землю, подвергнуты изучению и, наконец, использованы по назначению, т. е. введены самкам. Через положенный срок (мышиная беременность длится около трех недель) ученые приняли «космических» мышат. О своем успехе исследователи сообщили на страницах журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Зачем это понадобилось? На высоте орбиты МКС, около 400 км, радиационный фон превышает значение на поверхности Земли примерно в сто раз. Высокий уровень радиации означает высокую вероятность повреждения ДНК половых клеток и, как следствие, вероятность возникновения проблем с их применением, т. е. размножением. Представляется интересным также влияние невесомости, да и вообще, попадание в новую для живого организма среду всегда чревато неожиданностями.

Выводок мышат “из космоса”. Фото National Academy of Sciences

В реальности проблемы пока не возникли. Хотя лабораторные исследования после полета спермы и показали небольшое увеличение доли поврежденной ДНК, на потомстве это видимым образом не сказалось — мышата родились здоровыми и развиваются нормально. Соотношение численности самцов и самок в приплоде также находится в пределах нормы.

Сходным образом ученые уже получали потомство от различных организмов, но до млекопитающих дело дошло впервые. Ученые надеются, что схожесть всех связанных с размножением процессов означает, что благополучное завершение эксперимента имеет прямое отношение к нашему виду, представители которого проводят в космосе все больше времени и будут проводить еще больше.

Зеленые огни, закрепленные на рыболовных сетях, снижают число случайно погибших черепах, акул, кальмаров и других животных, но не влияют на вылов главных промысловых рыб.

Двадцать восьмого января, в 02:11 по московскому времени, должен состояться запуск ракеты-носителя Falcon 9 Block 5 со спутником CSG-2. Трансляция будет доступна на нашем сайте.