Дальний ультрафиолет поможет победить эпидемии гриппа
05.01.2018

Дальний ультрафиолет поможет победить эпидемии гриппа

Эксперименты показали, что коротковолновое УФ-излучение может эффективно уничтожать вирусы гриппа и при этом оставаться безопасным для людей.

uv0

В больницах, поликлиниках и в научных лабораториях постоянно используются ультрафиолетовые лампы. УФ-излучение вызывает массовые повреждения ДНК, ведет к мутациям и вызывает гибель клеток. Поэтому во время обработки людям входить в помещение не рекомендуется – и лишь микроорганизмы попадают под действие стерилизующих лучей.

Это же и ограничивает применение такого метода обработки: если б можно было использовать УФ-лампы, не опасаясь навредить людям, они помогли бы останавливать массовые эпидемии, работая в общественном транспорте и школах, на сельскохозяйственных предприятиях и просто в операционных прямо во время хирургического вмешательства. Такую перспективу может открыть работа Дэвида Бреннера (David Brenner) и его коллег из Колумбийского университета в Нью-Йорке. Авторы рассказывают о ней в статье, представленной на сервисе препринтов bioRxiv.

Стандартная УФ-обработка помещений ведется с использованием волн длиной 254 нм, которые способны проникать сквозь поверхность кожи и глаз, что может привести к развитию рака и катаракт. Поэтому ученые обратились к дальнему ультрафиолету с более короткими длинами волн. Эксперименты показали, что это излучение эффективно уничтожает клетки бактерий на обрабатываемой поверхности и при этом не вредит подопытным мышам.

В новых опытах Бреннера и его соавторов ученые распыляли в экспериментальной камере препараты вируса гриппа и обрабатывали УФ-излучением длиной волны 222 нм. Затем образцы осадка забирались и инъецировались на культуры животных клеток, способные заражаться вирусом. Показано, что после УФ-обработки препарат становится неактивным, тогда как в контрольной камере, которую не облучали, он сумел сохраниться и заразил клетки.

Стоит добавить, что в опытах использовались УФ-лампы на основе смеси криптона и хлора, создающие излучение в диапазоне от 207 до 222 нм, а «лишние» фотоны удалялись с помощью светофильтров. Остается показать, что такие источники эффективны против широкого спектра патогенных микробов и все-таки полностью безопасны для людей.