Болезнь Альцгеймера связали с вирусом герпеса — Naked Science

Болезнь Альцгеймера связали с вирусом герпеса

Ученые выявили связь между вирусом герпеса в тканях мозга и риском развития болезни Альцгеймера. По словам исследователей, вирус может влиять на активность нескольких генов, вовлеченных в процессы, ведущие к развитию заболевания.

gettyimages_85757377

Американские исследователи изучили ткани мозга около тысячи человек и выяснили: в мозге людей с ранними стадиями болезни Альцгеймера значительно чаще встречались два определенных вида вируса герпеса (HHV6A и HHV7). Неизвестно, способен ли вирус провоцировать развитие заболевания напрямую: пока можно говорить лишь о том, что он может оказаться одним из факторов риска. Исследование опубликовано в журнале Neuron.

Образцы для анализа предоставили несколько крупных банков тканей Национальных институтов здравоохранения США. Генетические «следы» вирусов герпеса шестого и седьмого типов (HHV6A и HHV7) нашли в мозге 30% пациентов с ранней стадией заболевания, при этом у контрольной группы здоровых людей этих вирусов практически не обнаруживали. Также у людей с высокой концентрацией этих вирусов в мозге чаще наблюдались более выраженные симптомы деменции.

Вирус герпеса 6 типа / © Bernard Kramarsky

Исследователи смоделировали, как ДНК обнаруженных вирусов будет влиять на активность генов, связанных с развитием и работой мозга. Согласно модели, воздействие вирусов герпеса может отразиться на нескольких генах, регулирующих процессы, ведущие к развитию болезни Альцгеймера. Ген APBB2 кодирует белок, который взаимодействует с предшественником бета-амилоида (белком APP): его фрагмент Aβ42 составляет основу бета-амилоидных бляшек, с которыми связывают разрушение тканей мозга при болезни. В образовании бета-амилоида участвуют также фермент бета-секретаза, кодируемый геном BACE1, и белок пресенилин-1 (ген PSEN1). Ген APPBP2 регулирует работу белка, взаимодействующего с клеточными микротрубочками (при болезни Альцгеймера они разрушаются). Все эти гены оказались подвержены влиянию вирусной ДНК.

По мнению ученых, вирусы герпеса могут оказаться одним из факторов, усиливающих риск развития болезни у тех, кто предрасположен к ней генетически. Авторы новой работы подчеркивают: на этот риск влияют многие факторы, и говорить о причинно-следственной связи между герпесом и болезнью Альцгеймера пока нельзя. Больше узнать об этом помогут исследования с применением новых методов секвенирования ДНК.

Ранее исследователи пришли к выводу, что легкие черепно-мозговые травмы могут повышать риск развития болезни Альцгеймера.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.