Растения проявляют признаки разума

Ученые обнаружили начатки «растительного интеллекта» у барбариса. Это растение при заражении паразитами способно правильно оценивать шансы на выживание своих семян и приостанавливать их рост в случае необходимости.

6 мар 2014 Ваагн Малоян Комментариев: 0

Немецкие специалисты открыли, что барбарис способен сделать выбор: вырастить семена или отказаться от них, чтобы избежать дальнейшего заражения паразитами.

Причиной тому ? так называемая «структурная память», которая позволяет делать прогнозы на будущее.

Группа ученых из Геттингенского университета утверждает, что речь идет о первом экологическом доказательстве комплексного поведения у растений.

Защитный механизм кустарника был открыт, когда обнаружилось, что его североамериканская родственница магония подвергается заражению личинок фруктовых мушек в десятки раз больше барбариса.

Чтобы понять причину, специалисты собрали около 2000 ягод барбариса из различных регионов Германии, изучили степень их зараженности паразитами и провели компьютерный анализ.

К изумлению ученых, оказалось, что барбарис защищается от фруктовых мушек благодаря правильной оценке вероятности риска.

Прокалывая ягоду, паразит откладывает в ее семя личинку. Та, в свою очередь, развиваясь, поедает все семена внутри ягоды.

Каждая ягода барбариса содержит по одному либо по два семени. Особенность этого растения состоит в том, что оно может остановить рост своих семян, чтобы сберечь энергию.

Если одно из семян в ягоде заражено, растение фактически «осознает», что выросшая личинка уничтожит в итоге оба семени. Поэтому оно нацеленно приостанавливает рост зараженного семени, не давая тем самым личинке развиваться и спасая здоровое семя.

Растения проявляют признаки разума

Барбарис

©Flickr/ mjw...

По оценке ученых, такое происходит в 75% всех случаев. Если же в ягоде содержится лишь одно семя, то барбарис приостанавливает его рост лишь в 5% случаев.

Дело в том, что есть небольшая вероятность, что личинка не сможет развиться, и семя в ягоде вырастет нормальным. Таким образом, растение постоянно решает, уничтожить семя или нет, оценивая вероятность его выживания.

Ученые считают, что обнаруженное явление можно интерпретировать как своеобразный растительный интеллект.