06.03.2014
Редакция Naked Science

Растения проявляют признаки разума

Ученые обнаружили начатки «растительного интеллекта» у барбариса. Это растение при заражении паразитами способно правильно оценивать шансы на выживание своих семян и приостанавливать их рост в случае необходимости.

6323841008_f7c8dc09d9_o

Немецкие специалисты открыли, что барбарис способен сделать выбор: вырастить семена или отказаться от них, чтобы избежать дальнейшего заражения паразитами.

Причиной тому так называемая структурная память, которая позволяет делать прогнозы на будущее.

Группа ученых из Геттингенского университета утверждает, что речь идет о первом экологическом доказательстве комплексного поведения у растений.

Защитный механизм кустарника был открыт, когда обнаружилось, что его североамериканская родственница магония подвергается заражению личинок фруктовых мушек в десятки раз больше барбариса.

Чтобы понять причину, специалисты собрали около 2000 ягод барбариса из различных регионов Германии, изучили степень их зараженности паразитами и провели компьютерный анализ.

К изумлению ученых, оказалось, что барбарис защищается от фруктовых мушек благодаря правильной оценке вероятности риска.

Прокалывая ягоду, паразит откладывает в ее семя личинку. Та, в свою очередь, развиваясь, поедает все семена внутри ягоды.

Каждая ягода барбариса содержит по одному либо по два семени. Особенность этого растения состоит в том, что оно может остановить рост своих семян, чтобы сберечь энергию.

Если одно из семян в ягоде заражено, растение фактически «осознает», что выросшая личинка уничтожит в итоге оба семени. Поэтому оно нацеленно приостанавливает рост зараженного семени, не давая тем самым личинке развиваться и спасая здоровое семя.

Барбарис