09.12.2020
Мария Кривоченко
6 112

Воробьи использовали лекарственные растения для профилактики

3.4

Рыжие воробьи приносят полынь в гнезда, чтобы избавиться от паразитов и защитить птенцов. Кроме того, они стремятся селиться там, где есть большие запасы этого растения. Раньше ученые считали, что использование лекарственных трав для профилактической медицины присуще только людям.

Рыжие воробьи приносят в гнезда полынь, чтобы избавиться от паразитов / ©onbird.ru

Исследование провела международная команда ученых из Австралии, Китая и Франции. Они разместили 48 гнезд: в одну половину положили по пять граммов полыни, в другую — по пять граммов бамбука. Затем биологи проследили, какие гнезда воробьи будут выбирать чаще. Результаты опубликовали в журнале Current Biology.

Наблюдения показали, что рыжие воробьи (Passer cinnamomeus) предпочитают селиться в гнездах с полынью. Исследователи поэкспериментировали, добавляя или убирая некоторое количество листьев из жилища. Птицы приносили новую полынь, если в гнезде ее было мало, или, наоборот, выбрасывали лишние листья. Также оказалось, что воробьи намеренно ищут это растение по запаху и стараются селиться в местах, где его растет больше.

Команда рассказала, что пока не может с уверенностью заявить, что птицы собирают полынь, поскольку знают о ее пользе. Возможно, птиц привлекает характерный запах. Тем не менее биологи предполагают, что воробьи используют лекарственные свойства растения, чтобы предупредить появление паразитов в гнездах и сократить их количество. «Фитохимические соединения в листьях полыни снижают количество гнездовых паразитов, что приводит к появлению более здоровых птенцов», — объяснил Уильям Фини, автор исследования.

Как отметил ученый, люди используют полынь схожим образом в традиционной медицине, и подобное поведение воробьев не кажется простым совпадением. Применение полыни в качестве лекарственного растения восходит к древним китайским традициям и до сих пор встречается на ежегодном Празднике драконьих лодок. «Это один из крупнейших национальных праздников Китая, где люди ритуально вешают полынь на двери домов, а также купают детей в воде, настоянной на полыни, веря, что она дает защиту от проблем со здоровьем», — рассказал ученый.

Ранее считалось, что использование растений в медицинских целях присуще только людям и высшим приматам. Но исследования показывают, что другие животные тоже применяют растения как лекарства. Так, беременные слонихи в Кении едят листья, чтобы вызвать роды. Самцы некоторых видов скворцов приносят лекарственные травы в гнезда, а шимпанзе в нескольких регионах Африки едят те же растения, что и аборигены, для лечения кишечных заболеваний.

Доктор Фини подытожил, что использование лекарств животными может дать представление о том, как люди развивали медицину, а потому исследования в этой области важны.

По данным источника РИА Новости, испытания нового варианта беспилотного летательного аппарата «Охотник» с плоским соплом начнут летом. Ранее стало известно, что первые серийные БПЛА могут передать военным уже в 2024 году.