«Хаббл» впервые заснял распад астероида — Naked Science
06.03.2014

«Хаббл» впервые заснял распад астероида

С помощью космического телескопа «Хаббл» ученые проследили за распадом астероида, который развалился на более чем 10 фрагментов.

Дэвид Джуитт (David Jewitt) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе и его коллеги с помощью космического телескопа «Хаббл» впервые проследили за распадом астероида  P/2013 R3.

Объект P/2013 R3, обнаруженный в сентябре 2013 года американским проектом PanSTARRS, на снимках выглядел как комета – имел что-то похожее на кометную газопылевую оболочку – кому. Вместе с тем его орбита была характерной для астероидов главного пояса. Специалисты отнесли его к типу «активных астероидов», которые называют и «кометами главного пояса».

Ученые, впервые зафиксировавшие случай разрушения астероида, увидели, как объект относительно недавно развалился на 10 обломков. Размер самых крупных из них составлял 200 метров. Результаты измерений скоростей фрагментов и дистанций между ними свидетельствуют о том, что это произошло в период с февраля по сентябрь 2013 года. Ученые заметили три группы осколков – A, B, C – которые не были распределены вдоль траектории, как это обычно бывает при распаде кометных ядер. У специалистов сложилось мнение, что они вылетели в разные стороны из одного центра.

Снимки астероида P/ 2013 R3 в процессе распада

©NASA. ESA / David Jewitt et al.

Исследовав спектр объекта, ученые решили, что, вероятнее всего, это астероид. Что касается «комы», то это, по мнению специалистов,  не облако изо льда и замерзших газов, как у комет, а облако пыли. Исследователи не исключают, что объект относится к астероидам типа С. Вероятнее всего, пишут ученые, это астероид типа C.

Астероиды класса C – тёмные углеродистые объекты. Это наиболее распространённый класс астероидов, в него входит 75 % всех известных астероидов, а во внешней части пояса астероидов процент таких тел ещё выше, за орбитой 2,7 а. е. этот тип астероидов является основным.

Авторы данного исследования, проанализировав несколько гипотез о возможных причинах разрушения этого тела, заключили, что удар другого объекта маловероятен. Отмечается, что «распад может быть связан с действием центробежной силы, которая привела к снижению прочности родительского тела».