Астрономы представили панораму центра Галактики — Naked ScienceNaked Science
15.01.2018, 06:35
Naked Science

Астрономы представили панораму центра Галактики

Чилийские ученые исследовали звезды в центре Млечного Пути и составили трехмерную модель этой бурной области, показав, что пару сотен лет назад сверхмассивная черная дыра Sgr A* испустила мощную вспышку.

galacticcent0

Активный центр Млечного Пути находится примерно в 26 тыс. световых лет от нас. Здесь расположен компактный и мощный источник излучения Стрелец A* (Sgr A*) – как считается, сверхмассивная черная дыра массой в несколько миллионов солнц, окруженная плотным вращающимся облаком падающей в нее материи. В это движение вовлечены и десятки звезд Вольфа – Райе, которые отличаются особо высокой температурой и светимостью: в пределах 1,5 световых лет от центра их обнаружено 30 штук.

Мощные потоки вещества уносятся с их поверхности в космос. Сгустки горячей материи движутся на больших скоростях, сталкиваются, создают ударные волны, еще более разогреваясь и излучая в рентгеновском диапазоне. Используя данные расположенного в Чили телескопа ESO, а также наблюдения космического рентгеновского телескопа Chandra, Кристофер Рассел (Christopher Russell) и его коллеги из Папского католического университета Чили подготовили точную 3D-визуализацию окрестностей Sgr A* – области в пределах 0,6 светового года от сверхмассивной черной дыры.

Ролик, показанный в Вашингтоне на 231-й встрече Американского астрономического общества (AAS), опирается на работу, опубликованную в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Работа Рассела и его соавторов показала, что несколько сотен лет назад Sgr A* полыхнул довольно мощной вспышкой излучения, которая до сих пор оказывает влияние на окрестности.