14 января

Выяснилось, как ведет себя человек, когда лжет

4.5

Эксперименты ученых из Нидерландов и Великобритании показали, какие движения тела характерны для лжецов. Они определили, что поведение обманщика необходимо рассматривать в зависимости от действия человека, которому лгут.

Выяснилось, как ведет себя человек, когда лжет / ©Getty images

Статья об исследовании опубликована в журнале Royal Society Open Science. Изучение поведения лжецов проводят давно, но абсолютно надежных методов распознавания его все еще нет. Кроме того, такие исследования обычно направлены на изучение поведения самого лжеца — в отрыве от взаимодействия его с человеком, которого обманывают. Попытку восполнить этот пробел предприняли ученые из Университета имени Эразма Роттердамского (Нидерланды), Ланкастерского и Открытого университетов (Великобритания).

Для этого они провели эксперименты, в которых участвовали студенты колледжей: 98 человек мужского пола в возрасте от 18 до 36 лет (один пол выбрали для того, чтобы избежать влияния различий на координацию движений участников). Добровольцев при этом просили решить сложную головоломку, а затем рассказать о ней другим участникам. Перед проведением эксперимента ученые солгали добровольцам о том, что головоломка будет легкой, хотя, на самом деле, она таковой не была.

Это, по задумке, должно было способствовать тому, чтобы и сами участники солгали впоследствии — уже другим добровольцам, когда рассказывали им о решенной задаче. Всех участников снабдили датчиками, при помощи которых ученые фиксировали движения их тела. При этом задания расписали так, что студентам приходилось лгать все более изощренно и предпринимать к этому больше усилий.

В результате ученые выяснили, что лгавшие участники, как правило, имитировали движения тела тех, кого обманывали. И чем сложнее была ложь, тем точнее они копировали поведение партнера. Как полагают исследователи, это связано с тем, что изощренный обман требует такой большой умственной работы, что тело вынуждено имитировать движения другого человека, а не генерировать их самостоятельно.