14.01.2021
2 984

Найдены планеты у одной из древнейших звезд Млечного Пути

5.2

У звезды возрастом 10 миллиардов лет обнаружили систему из трех планет необычно низкой металличности.

Древние планеты TOI-561: взгляд художника
Древние планеты TOI-561: взгляд художника / ©Adam Makarenko, W.M. Keck Observatory. / Автор: Telestis Scaevinius

Звезда TOI-561 (TYC 243-1528-1) находится на расстоянии около 280 световых лет, в созвездии Секстант. Она имеет размеры и массу чуть меньше Солнца и при возрасте около 10 миллиардов лет считается одной из самых старых в нашей Галактике. TOI-561 находится в ее толстом диске, в числе ранних звезд, отличающихся низким содержанием тяжелых элементов (металличностью).

Именно эти элементы нужны для образования планет с твердой поверхностью. Тем неожиданнее стало обнаружение у нее целой системы таких планет. Открытие стало возможным благодаря космическому телескопу TESS и наземному Keck I, работающему в гавайской обсерватории Keck. О находке рассказывается в статье, опубликованной в Astronomical Journal.

Судя по данным транзитных наблюдений, вокруг древней звезды вращаются три сравнительно небольшие планеты: TOI-561b, c и d. Планеты TOI-561c и d тяжелее Земли в семь и три раза соответственно, а их радиус превышает земной в 2,9 и 2,3 раза. TOI-561c делает годовой оборот по орбите за 10,8 суток, а TOI-561d — за 16,3 суток. А вот внутренняя TOI-561b совершает полный оборот по орбите всего за 0,44 наших суток. Благодаря такой близости к звезде температура на ней должна превышать 1700 °С.

TOI-561b относится к классу сверхземель, имея радиус 1,45 земного, а массу — 3,2 массы Земли. Исходя из этого, плотность TOI-561b составляет 5,5 г/см2: следовательно, она сложена из твердых пород, поскольку столько же составляет средняя плотность нашей планеты. Теоретически для таких планет она должна быть повыше, но низкая металличность системы TOI-561 делает ее планеты не такими массивными.