Виртуальная реальность позволит пережить космическую хрупкость нашей планеты
30.12.2019

Виртуальная реальность позволит пережить космическую хрупкость нашей планеты

Психологи готовят испытания системы виртуальной реальности, которая позволит пережить глубокий эмоциональный опыт, о котором сообщают многие космонавты, видевшие Землю с орбиты.

©NASA, Apollo 17

Люди, побывавшие на орбите или на Луне, увидевшие земной шар со стороны, отмечают глубокие переживания хрупкости и ценности нашей планеты, вызванные этим зрелищем. О таком «эффекте обзора» сообщают многие космонавты: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее», — сказал после полета Гагарин. А астронавт Apollo 14 Эдгар Митчелл заявил, что стоило бы «взять политиков за шкирку и зашвырнуть на Луну», чтобы те увидели это зрелище и также глубоко прочувствовали уникальность и красоту мира, судьба которого зависит от них.

Возможно, для этого не понадобится никуда никого швырять: ученые работают над системой, которая позволит воссоздать «эффект обзора» прямо на Земле, в виртуальной реальности. К испытаниям такой системы готовится команда ученых из Университета Миссури. «Между людьми сохраняются разделение, поляризация и непонимание, — сказал глава группы психологов Стивен Пратшер (Steven Pratscher). — Мы хотели бы воспроизвести «эффект обзора», чтобы повлиять на это».

Для отработки новой системы планируется набрать около сотни добровольцев, которые будут помещаться в камеру сенсорной депривации. Теплая жидкость позволит имитировать эффекты невесомости, а полная темнота и тишина станут фоном, на котором развернется виртуальное окружение — 360-градусная HD-панорама, записанная на орбите калифорнийским стартапом SpaceVR. Часть добровольцев пройдет опыт с полным погружением, а контрольные группы будут наблюдаться в ходе сеансов обычной сенсорной депривации либо во время трансляции той же виртуальной панорамы, но лежа на обычной кровати.

До и после таких сессий они будут заполнять опросники, кроме того, ученые планируют следить за активностью их мозга с помощью электроэнцефалографии, надеясь, что это позволит заметить яркие эмоциональные переживания. «Сегодня мы оказываем потенциально необратимое влияние на Землю, — говорит Стивен Пратшер. — Так что хотелось бы «пробудить» людей, показать, как много мы можем еще сделать для спасения планеты, защиты окружающей среды и более гармоничной жизни».