• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
30.12.2019, 11:09
Сергей Васильев
12,9 тыс

Питание может менять состояние спермы за считаные дни

Подвижность и эпигенетика сперматозоидов меняются в зависимости от диеты — причем это влияние проявляется уже за одну-две недели.

Питание может менять состояние спермы за считаные дни – иллюстрация к материалу на Naked Science
©Lennart Nilsson / Автор: Анастасия Кожевникова

Диета оказывает заметное влияние на состояние спермы, и это влияние проявляется удивительно быстро — на сроках в одну-две недели. К такому выводу пришли ученые из Линчёпингского университета, статья которых опубликована в журнале PLOS Biology. «Мы видим, что питание меняет подвижность сперматозоидов, и можем связать это с конкретными молекулами», — говорит глава группы исследователей Анита Ост (Anita Öst).

Состояние спермы может ухудшаться под действием различных «внешних» факторов, включая ожирение и связанные с ним заболевания. Например, диабет второго типа считается достаточно серьезным фактором, способным сильно снижать качество спермы. Так, самцы дрозофил, которых перед спариванием кормили избыточными количествами сахара, чаще давали потомство, страдавшее ожирением.

Это влияние связывают с работой эпигенетических механизмов — тонких изменений ДНК, которые не затрагивают непосредственно ее структуру и гены, а меняют лишь их активность, позволяя точнее адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Эпигенетическая настройка генома частично передается по наследству. Считается, что важную роль в этом играют молекулы коротких РНК — tsRNA (tRNA-derived small RNA). В сперме некоторых видов (включая дрозофил, мышей и людей) tsRNA содержатся в исключительно больших количествах.

Анита Ост и ее коллеги решили исследовать, как избыточно богатая сахаром диета повлияет на состояние tsRNA в человеческой сперме. Для этого были поставлены эксперименты с 15 здоровыми некурящими мужчинами, которые в течение двух недель питались строго в соответствии с определенной диетой. В целом она была совершенно здоровой и следовала стандартам Nordic Nutrition Recommendations (NNR) — за одним исключением.

На второй неделе добровольцы получали дополнительную дозу сахара, причем в больших количествах, которые соответствуют 3,5 литра сладкой газировки или 450 граммам конфет в день. Ученые проверяли их здоровье и качество спермы перед началом эксперимента, а также после первой недели (на здоровой пище) и второй (с избытком сахара).

Вначале пониженная подвижность сперматозоидов фиксировалась примерно у трети участников опытов, что соответствует обычным средним цифрам. Однако после недели чистого здорового питания этот показатель повысился и стабилизировался на этом уровне, не вернувшись к прежнему уровню даже на фоне избытка сахара. Его потребление вело к быстрому усилению производства tsRNA и росту подвижности спермы. Предыдущие исследования уже продемонстрировали отрицательную корреляцию между этими показателями и риском развития ожирения у потомства.

«Работа показывает, что подвижность спермы можно менять за короткое время и что она тесно связана с питанием, — говорит Анита Ост. — Все это имеет большое клиническое значение, хотя пока мы не можем сказать, были ли эти позитивные изменения вызваны именно сахаром или же какими-то составляющими здоровой диеты».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

10 августа, 11:42
Илья Гриднев

Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.

12 августа, 11:32
Игорь Байдов

Две международные группы антропологов изучили кости денисовцев, поднятые со дна у берегов Тайваня, и по ним смогли оценить рост этих древних людей, а также восстановить особенности их среды обитания и состав рациона. Раньше представления о денисовцах в значительной степени основывались на древней ДНК и небольшом числе ископаемых останков. Новые сведения заметно расширили эти знания: теперь ученые получили возможность больше узнать об их анатомии и образе жизни.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

10 августа, 11:42
Илья Гриднев

Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.

12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

31 июля, 14:12
Андрей Серегин

Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

19 июля, 20:09
Александр Березин

Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий