Почеши себя в зеркале!

Почеши себя в зеркале!

Необычный психологический эффект открыт немецкими психологами: оказывается, можно обмануть сознание и унять зуд, почесав на теле перед зеркалом место, которое не чешется.

193MirrorReflection

Восприятием своего тела человеком можно легко манипулировать при помощи зеркал. Кристоф Гелмхен и его коллеги из Любекского университета в Германии обнаружили интересную психологическую иллюзию: человек может почувствовать облегчение от зуда, если почесать перед зеркалом в совершенно другом месте.

Исследователи ввели в правые руки 26 испытуемых мужского пола гистамин, вызывающий в качестве аллергической реакции сильный зуд. При этом у каждого на месте ввода аллергена появилось красноватое пятно. Ученые нарисовали точно такое же пятно на левой руке добровольцев.

Затем каждому из них чесали поочередно правую и левую руку в районе появившихся пятен. Как и ожидалось, при почесывании правой руки, в которую ввели гистамин, зуд унимался, обработка же левой никакого облегчения не приносила.

На следующем этапе эксперимента каждого испытуемого поставили перед широким вертикальным зеркалом так, чтобы ему было видно лишь отражение правой руки. На самом же деле вместо правой руки зеркало путем нехитрых манипуляций отражало левую.

Добровольцев попросили внимательно следить за изображением в зеркале, при этом один из исследователей вновь поочередно чесал им обе руки. На этот раз каждый испытуемый почувствовал облегчение от зуда в правой руке, в то время как ему обрабатывали левую.

Несмотря на то, что эффект фантомного почесывания был не столь велик ? примерно четверть от реального ? исследование показало, что мозг человека можно вполне обмануть, если заставить его поверить в подаваемые ему фальшивые визуальные сигналы.

Ученые считают, что этот эффект можно с успехом использовать для излечения хронического зуда ? малоизученной болезни, при которой пациент беспричинно расчесывает зудящее место до крови.

Современные представления о Вселенной опираются на то, что первое поколение звезд должно резко отличаться от нынешних – быть много массивнее, и содержать мало тяжелых элементов. Именно такие светила должны были наработать вещества тяжелее лития, без которых невозможны ни жизнь, ни твердые планеты. Однако новая работа не нашла никаких признаков таких объектов вплоть до глубокой древности, ставя вопрос о том, как же могли сформироваться современные звезды, типа нашего Солнца.