14.05.2021
2 686

Ученые раскрыли механизм возникновения любопытства

4.5

Исследователи из Нидерландов определили, какие области мозга задействованы при возникновении чувства любопытства.

Ученые раскрыли механизм возникновения любопытства / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Science. Любопытство — бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам. Любопытство лишено рационального зерна, но лежит в основе любого познания. То есть у него нет конкретной цели: как правило, оно окупается в будущем, хотя бы для потомков. Ученые считают, что любознательность приводит разумных существ к появлению сознания.

До недавнего времени механизмы возникновения любопытства в мозге были неясны. Но исследователи из Нидерландского института нейробиологии обнаружили новую мозговую цепочку, лежащую в основе стремления к новизне. Исследование проводили на мышах.

Несмотря на наличие хорошо разработанных методов изучения мозговых цепей грызунов, есть много противоречивых и различных результатов в области их мотивационного поведения. Поэтому ученые выбрали простое решение для проведения исследования: предоставили мыши свободу выбора того, что она хочет. Изучая животных в экспериментальных рядах новых и знакомых объектов, а также в условиях социального взаимодействия, ученые раскрыли специфическую для клеточного типа мозговую цепь любопытства и поведения, направленного на поиск новизны.

В результате удалось выяснить, что за счет повышения мозговой активности в определенной области мозга — так называемой неопределенной зоне (горизонтально расположенная область серого вещества в субталамической области промежуточного мозга, ниже таламуса) — мыши более пристально интересовались новыми объектами. То же самое ранее было показано для обезьян. Кроме того, ученые обнаружили, что во время глубокого исследования одни нейроны были более активны, чем другие.

Инновационные методы исследования позволили проследить целую цепь возникновения стремления к любопытству, в которой были задействованы множество областей мозга. В результате ученые смогли понять, как любознательность иногда превышает потребность в безопасности и почему одни люди любопытнее других. Правда, то, как любознательность приводит к исследовательскому поведению, пока не ясно, но разработка новых методов исследования, как полагают авторы, может пролить свет и на эти вопросы.