08.09.2020
1 288

«Могучие» мыши сохранили мышечную массу в космическом полете

5.3

Подавление работы миостатина позволило мышам сохранить мышечную массу в космосе — и даже немного прибавить.

©Se-Jin Lee, PLOS One

Около месяца провели на борту МКС 40 лабораторных мышей, отправленных на орбиту командой Сэ-Цзиня Ли (Se-Jin Lee) из Лаборатории Джексона. Большинство грызунов были самыми обыкновенными, но восемь из них получали ингибиторы миостатина — вещества, связывающие этот белок и препятствующие ему работать, сдерживая рост мускулов. Такие мыши могут набирать в разы больше мышечной массы, отчего их и называют «могучими».

Как и можно было ожидать, за 33 дня в условиях микрогравитации животные из контрольной группы потеряли до 18 процентов мускулов. Однако у «могучих» мышей этой деградации не наблюдалось. Более того, восемь грызунов, которые получали ингибиторы миостатина прямо в космосе, вернулись с орбиты даже более мускулистыми, чем стартовали. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Обычная и «могучая» мыши: подавление работы миостатина позволяет набирать заметно большую мышечную массу / ©Se-Jin Lee, University of Connecticut School of Medicine

Аналогично проявили себя «могучие» мыши, у которых был отключен непосредственно ген миостатина MSTN (напомним, подобных мясистых ГМ-животных активно создают для промышленного разведения). Кроме того, их костный аппарат почти не ослаб, а по возвращении на Землю восстановился намного быстрее, чем у животных «дикого» типа. Возможно, в будущем такой подход поможет и людям.

Работающие на МКС космонавты сильно страдают от потери мышечной и костной массы, поэтому вынуждены интенсивно заниматься на специально сконструированных тренажерах, чтобы как-то замедлить этот процесс. Такая деградация развивается и у некоторых пациентов из-за ограниченной подвижности. Авторы надеются, что препараты, подавляющие работу миостатина, помогут им, хотя до практического применения новой терапии еще далеко.