• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
29.12.2023
Юлия Трепалина
4
13 243

Шлепки ухудшили когнитивное развитие детей

4.2

Новое исследование, в котором ученые проанализировали лонгитюдные данные более 12 тысяч детей, подтвердило вред телесных наказаний для психики ребенка. У детей, которых шлепали, наблюдался более низкий уровень развития исполнительных функций. Это базовые когнитивные процессы, включающие ингибиторный, или сдерживающий, контроль и когнитивную гибкость, которые необходимы для регулирования поведения и обучения.

Балу шлепает Маугли
Кадры из мультфильм «Маугли» / © «Союзмультфильм» / Автор: Дмитрий Жуков

Шлепанье — распространенный способ наказания детей родителями за проступки. По поводу его уместности идут жаркие споры. Многие взрослые до сих пор считают, что иногда, для воспитательных целей, подобное «воздействие» просто необходимо.

Опрос ВЦИОМ в 2022 году с участием 1,6 тысячи респондентов показал, что пятая часть россиян в детстве подвергалась наказанию в виде шлепков и порки ремнем. Теперь же 76% предпочитают воспитывать детей с помощью слов. В применении шлепков и подзатыльников признались 13% опрошенных, и только 7% участников заявили, что наказывают детей ремнем.

Психологи и другие специалисты настаивают, что шлепанье травмирует не меньше других форм телесных наказаний. Этой теме посвящено немало исследований, но ранее ученые больше концентрировали внимание на последствиях для поведенческого развития детей. Связь между шлепаньем и когнитивным развитием исследована меньше.

Устранить этот пробел взялись профессор социологии Джихе Кан (Jeehye Kang) и профессор психологии Кристина Родригес (Christina Rodriguez) из Университета Старого Доминиона (штат Вирджиния, США). В работе, опубликованной в журнале Child Abuse & Neglect, авторы отметили, что даже нечастое шлепанье ребенка может отразиться на его когнитивном развитии.

Ученые проанализировали данные лонгитюдного исследования Early Childhood Longitudinal Study, в рамках которого наблюдали примерно за 18 170 американскими детьми с детского сада до начальной школы. Чтобы выявить влияние шлепков на три ключевые составляющие исполнительных функций — ингибиторный контроль, когнитивную гибкость и рабочую память, — исследователи рассмотрели примерно 12 800 детей пяти-шести лет.

Для оценки ингибиторного контроля у детей, то есть способности контролировать импульсивные (или автоматические) реакции и выбирать более рациональное поведение при решении задач, использовали опросы воспитателей. О развитии когнитивной гибкости — способности быстро переключаться между задачами — судили по результатам теста на сортировку детьми карточек (Dimensional Change Card Sort). Рабочую память оценивали с помощью заданий из теста на когнитивные функции Вудкока — Джонсона, в которых детей просили повторять последовательности чисел в обратном порядке.

О том, шлепали детей за последнюю неделю или нет, сообщили их близкие, преимущественно матери. Чтобы устранить возможные искажения, ученые прибегли к сопоставлению с балансированием, учитывающим энтропию. Этот применяемый в статистическом анализе метод позволил убедиться, что наблюдаемые различия в группах детей, которых шлепали и не шлепали, были связаны именно с таким воздействием, а не с другими факторами.

В итоге ученые установили, что шлепанье пятилетних детей коррелировало с более низким уровнем ингибиторного контроля и когнитивной гибкости у них в шестилетнем возрасте. Эта связь прослеживалась даже при редком применении наказания. Что касается последствий шлепков для рабочей памяти, то после поправок на искажения они не подтвердились.

В комментарии изданию PsyPost профессор Кан заявила, что хотя установить влияние на рабочую память — ключевой компонент исполнительных функций — не удалось, это расходится с результатами других исследований. Противоречие может быть связано с очень строгой моделью сопоставления в новой работе по сравнению с предыдущими, пояснила специалист.

Исследователи не выявили эффекта сглаживания в зависимости от пола ребенка, этнической принадлежности основного опекуна или уровня родительского тепла. Это значит, что шлепки одинаково вредны для когнитивного развития детей вне зависимости от их демографических и семейных условий.

Отметим, что у работы есть и ограничения. В частности, при анализе не учитывали ненаблюдаемые сопутствующие факторы, например уровень насилия в сообществе, которые влияют как на вероятность наказания детей шлепками, так и на их когнитивное развитие.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
11 часов назад
Юлия Трепалина

Проведенное в Швеции исследование не только подтвердило пользу сауны для хорошего самочувствия и настроения, но и показало, что для положительного эффекта нужно не так много посещений, как прежде указывалось в ряде статей финских авторов.

Вчера, 11:41
Алиса Гаджиева

Археологи определили возраст памятника, который относили к раннему Средневековью, и выяснили, что люди облюбовали это место за четыре тысячи лет до легендарного короля.

Вчера, 15:31
Елизавета Александрова

Доставленные на Землю частицы вещества 900-метрового небесного тела сохранили память не только о его межпланетных путешествиях, но и о том, как появились сами планеты.

5 ноября
Юлия Трепалина

Исследователи из Великобритании сравнили воздействие на компостных червей трех видов волокон. Первый — полиэстер, представляет собой полимер, а два других — вискозу и лиоцелл — получают из целлюлозы и считают более безопасными для окружающей среды. Однако опыты показали, что токсичность вторых для важнейших обитателей почвы даже выше, чем у полиэфирного волокна.

6 ноября
Елизавета Александрова

В один и тот же момент древней истории Красной планеты произошли два противоречащих друг другу события: широкомасштабное замерзание марсианских вод и возникновение многочисленных новых водоемов. Теперь появилась версия, которая разрешает этот конфликт.

4 ноября
Елизавета Александрова

Речь идет о концепции, которую считали очень убедительной: она и теории Эйнштейна не противоречит, и при этом описывает вращающуюся черную дыру, а как раз такие мы в космосе и обнаруживаем. Теперь выясняется, что с ней — большая проблема.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

14 октября
Алиса Гаджиева

Полторы тысячи лет назад климат в Северном полушарии резко изменился. В Дании так похолодало, что там стало невозможно заниматься сельским хозяйством. Авторы нового исследования считают, что именно этот период был прообразом Фимбульвинтера — зимы, предшествующей Рагнарёку.

15 октября
Татьяна

Сейчас Япония привлекает людей со всего мира, но так было не всегда. На протяжение десяти тысяч лет архипелаг оставался изолированным от остального мира, пока туда не начали прибывать первые «мигранты» с континента. Это показал генетический анализ останков человека эпохи Яёй.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария
Опять же, исходя из написанного, установили корреляцию а не зависимость. Если у ребёнка плохие «способности контролировать импульсивные реакции и выбирать более рациональное поведение», тоесть русским языком говоря, ребёнок ведёт себя плохо, то и шлепков ему закономерно может доставаться больше чем спокойном ребёнку. чтобы делать научные выводы это нужно группу детей шлепать, группу не шлепать. Плюс контрольную группу. Ну или провести работу с родителями чтобы прекратили шлепать и протестировать через некоторое время. И опять же разделить на группы. А то может так статься что показатели у детей с плохим поведения без наказание за него могут и вовсе снизится.
    -
    0
    +
    Дмитрий Просветов, опять авторы статьи подменяют причину и следствие. Чем человек глупее тем более простые стимулы он понимает.
    Sergey Zaitsev
    09.01.2024
    -
    0
    +
    Исходя из текста, учёные также не проверили зависимость способностей детей от способностей родителей (та же рабочая память, например). И если родитель по пустякам бьёт ребенка, то у родителя так себе с ингибиторным контролем. Разве не логично, что такие черты передадутся детям?
Нет, буква ë нужна в языке однозначно
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно