Запрет физических наказаний для детей ведет к снижению насилия в обществе — Naked Science

Запрет физических наказаний для детей ведет к снижению насилия в обществе

Статистика показывает, что законодательный запрет применять к непослушным детям «физические меры воздействия» дома ведет к снижению насилия в школе.

river

В некоторых странах, включая Германию, Новую Зеландию и Швецию, шлепать детей запрещено законом. Однако в большинстве государств дискуссии о вреде и пользе физических наказаний продолжаются до сих пор. Сторонники их уверяют, что это помогает привить дисциплину, противники указывают на то, что насилие ведет лишь к большему насилию в будущем. Новые доводы для таких обсуждений дает работа, проведенная Фрэнком Элгаром (Frank Elgar) и его коллегами из Канады, Израиля и США. Их статья опубликована в журнале BMJ Open.

Авторы изучили данные опросов, проведенных в школах 88 стран в период между 2003-м и 2014 годом. Анкетирование охватило более 400 тысяч человек в возрасте от 11 до 25 лет. В анализе ученые учитывали и характер допустимых по законодательству той или иной страны физических наказаний, разрешены ли они полностью или частично (например, только родителями дома или также в школе). Так, в 20 из рассмотренных стран (например, Зимбабве и Марокко) никакие запреты не установлены, в 30 (Швеция, Германия, Тунис и другие) физические наказания запрещены полностью, а в остальных (например, в Великобритании) разрешены лишь частично — родителями и в «разумных пределах».

Работа показала, что мальчики вступают в конфликты и драки более чем втрое чаще девочек — в среднем больше четырех раз в году. Однако в странах с полным запретом на физические наказания и они дерутся реже: частота таких конфликтов между ними в возрасте 13 лет оказывается на 31 процент ниже, чем в государствах, где запрета не действует. Для девочек того же возраста падение еще более значительно и достигает 58 процентов. При этом ученые выделили возможное влияние других факторов, таких как уровень национального дохода или самоубийств, показав, что существует корреляция именно между уровнем насилия и законодательными запретами на физические наказания.

Стоит заметить, что и эта работа вряд ли поставит точку в долгих спорах вокруг «шлепанья» детей. Эксперты, по своему обыкновению, уже заметили, что корреляция еще не означает причинно-следственной связи. Так, те же результаты можно объяснить и другой цепочкой событий: люди, активно дерущиеся в детстве, вырастают более строгими и склонными к физическому наказанию родителями, а также выступают против запрета на такие наказания. Возможно и то, что оба фактора (наказание и драки) испытывают влияние третьего. Так, в развитых странах уже несколько десятилетий отмечается беспрецедентное снижение всех видов насильственных преступлений. Причины этого процесса также остаются спорными, однако он происходит, но вполне может приводить к снижению частоты и родительских наказаний, и насилия в школе.

Согласно представленным данным, российских специалистов исключили из экспертной группы, которая обсуждает перспективы создания новой станции на орбите Луны. Ранее стало известно о противоречиях технического характера, возникших между Россией и Западом.