• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
29.12.2023
Юлия Трепалина
4
13 248

Шлепки ухудшили когнитивное развитие детей

4.2

Новое исследование, в котором ученые проанализировали лонгитюдные данные более 12 тысяч детей, подтвердило вред телесных наказаний для психики ребенка. У детей, которых шлепали, наблюдался более низкий уровень развития исполнительных функций. Это базовые когнитивные процессы, включающие ингибиторный, или сдерживающий, контроль и когнитивную гибкость, которые необходимы для регулирования поведения и обучения.

Балу шлепает Маугли
Кадры из мультфильм «Маугли» / © «Союзмультфильм» / Автор: Дмитрий Жуков

Шлепанье — распространенный способ наказания детей родителями за проступки. По поводу его уместности идут жаркие споры. Многие взрослые до сих пор считают, что иногда, для воспитательных целей, подобное «воздействие» просто необходимо.

Опрос ВЦИОМ в 2022 году с участием 1,6 тысячи респондентов показал, что пятая часть россиян в детстве подвергалась наказанию в виде шлепков и порки ремнем. Теперь же 76% предпочитают воспитывать детей с помощью слов. В применении шлепков и подзатыльников признались 13% опрошенных, и только 7% участников заявили, что наказывают детей ремнем.

Психологи и другие специалисты настаивают, что шлепанье травмирует не меньше других форм телесных наказаний. Этой теме посвящено немало исследований, но ранее ученые больше концентрировали внимание на последствиях для поведенческого развития детей. Связь между шлепаньем и когнитивным развитием исследована меньше.

Устранить этот пробел взялись профессор социологии Джихе Кан (Jeehye Kang) и профессор психологии Кристина Родригес (Christina Rodriguez) из Университета Старого Доминиона (штат Вирджиния, США). В работе, опубликованной в журнале Child Abuse & Neglect, авторы отметили, что даже нечастое шлепанье ребенка может отразиться на его когнитивном развитии.

Ученые проанализировали данные лонгитюдного исследования Early Childhood Longitudinal Study, в рамках которого наблюдали примерно за 18 170 американскими детьми с детского сада до начальной школы. Чтобы выявить влияние шлепков на три ключевые составляющие исполнительных функций — ингибиторный контроль, когнитивную гибкость и рабочую память, — исследователи рассмотрели примерно 12 800 детей пяти-шести лет.

Для оценки ингибиторного контроля у детей, то есть способности контролировать импульсивные (или автоматические) реакции и выбирать более рациональное поведение при решении задач, использовали опросы воспитателей. О развитии когнитивной гибкости — способности быстро переключаться между задачами — судили по результатам теста на сортировку детьми карточек (Dimensional Change Card Sort). Рабочую память оценивали с помощью заданий из теста на когнитивные функции Вудкока — Джонсона, в которых детей просили повторять последовательности чисел в обратном порядке.

О том, шлепали детей за последнюю неделю или нет, сообщили их близкие, преимущественно матери. Чтобы устранить возможные искажения, ученые прибегли к сопоставлению с балансированием, учитывающим энтропию. Этот применяемый в статистическом анализе метод позволил убедиться, что наблюдаемые различия в группах детей, которых шлепали и не шлепали, были связаны именно с таким воздействием, а не с другими факторами.

В итоге ученые установили, что шлепанье пятилетних детей коррелировало с более низким уровнем ингибиторного контроля и когнитивной гибкости у них в шестилетнем возрасте. Эта связь прослеживалась даже при редком применении наказания. Что касается последствий шлепков для рабочей памяти, то после поправок на искажения они не подтвердились.

В комментарии изданию PsyPost профессор Кан заявила, что хотя установить влияние на рабочую память — ключевой компонент исполнительных функций — не удалось, это расходится с результатами других исследований. Противоречие может быть связано с очень строгой моделью сопоставления в новой работе по сравнению с предыдущими, пояснила специалист.

Исследователи не выявили эффекта сглаживания в зависимости от пола ребенка, этнической принадлежности основного опекуна или уровня родительского тепла. Это значит, что шлепки одинаково вредны для когнитивного развития детей вне зависимости от их демографических и семейных условий.

Отметим, что у работы есть и ограничения. В частности, при анализе не учитывали ненаблюдаемые сопутствующие факторы, например уровень насилия в сообществе, которые влияют как на вероятность наказания детей шлепками, так и на их когнитивное развитие.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 16:41
Андрей

Китайские палеонтологи раскопали богатый окаменелостями комплекс, раскрывающий разнообразную пищевую цепь пресноводного озера времен раннего юрского периода. Тысячи находок рыб, среди которых и новые виды, древних родственников акул и даже плезиозавров показали пеструю фауну, сохранившуюся после вымирания почти 200 миллионов лет назад.

21 ноября
Evgenia

Китайские исследователи удерживали изотоп иттербия-173 в состоянии «кота Шредингера» более 20 минут. Эта работа приблизила точность измерений фазового сдвига квантовой системы к теоретически возможному пределу.

Позавчера, 11:21
ПНИПУ

Все больше людей обращают внимание на свой рацион и ищут способы улучшить здоровье, снизить негативное воздействие на окружающую среду или выразить свои этические убеждения. Одним из популярных трендов в питании становится отказ от определенных продуктов. Эксперт ПНИПУ рассказал, относится ли человек к плотоядным, какие овощи после термической обработки становятся полезнее, как веганство детей приводит к задержке их развития и правда ли то, что колбасы на основе пшеничного белка лучше, чем рыба и мясо.

19 ноября
Юлия Трепалина

Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.

19 ноября
Березин Александр

Марсианские планы SpaceX включают терраформирование, при этом ученые продолжают выпускать много работ о том, насколько это вообще возможно и как такое лучше всего организовать. Кто-то пишет о Марсе, другие — о Луне, а третьи — о Венере или карликовых планетах. Некоторые полагают, что все это блажь, поскольку достигнуть экзопланет с уже земными условиями в итоге будет проще, чем сделать из планет-соседей вторую Землю. Выходит, терраформирование не такая уж и фантазия? Кто прав и стоит ли нам ожидать деревьев на Марсе, о которых говорится в последней научной работе по этой теме?

18 ноября
Игорь Байдов

Сегодня существует достаточно технических средств, позволяющих находить невидимые выбросы метана, вызванные деятельностью человека. Вклад этого парникового газа в глобальное потепление — 25 процентов, однако парниковая активность почти в 30 раз больше, чем у углекислого газа. Согласно докладу, опубликованному на климатическом саммите мира COP29, правительства и компании, ответственные за выбросы метана, редко принимают меры, когда их предупреждают о крупных утечках.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

31 октября
Татьяна

Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария
Опять же, исходя из написанного, установили корреляцию а не зависимость. Если у ребёнка плохие «способности контролировать импульсивные реакции и выбирать более рациональное поведение», тоесть русским языком говоря, ребёнок ведёт себя плохо, то и шлепков ему закономерно может доставаться больше чем спокойном ребёнку. чтобы делать научные выводы это нужно группу детей шлепать, группу не шлепать. Плюс контрольную группу. Ну или провести работу с родителями чтобы прекратили шлепать и протестировать через некоторое время. И опять же разделить на группы. А то может так статься что показатели у детей с плохим поведения без наказание за него могут и вовсе снизится.
    -
    0
    +
    Дмитрий Просветов, опять авторы статьи подменяют причину и следствие. Чем человек глупее тем более простые стимулы он понимает.
    Sergey Zaitsev
    09.01.2024
    -
    0
    +
    Исходя из текста, учёные также не проверили зависимость способностей детей от способностей родителей (та же рабочая память, например). И если родитель по пустякам бьёт ребенка, то у родителя так себе с ингибиторным контролем. Разве не логично, что такие черты передадутся детям?
Нет, буква ë нужна в языке однозначно
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно