26.03.2022
Михаил Орлов
6 074

«Король трилобитов» оказался первым каннибалом

3.7

Каннибализм, то есть поедание особей своего вида — это очень древнее явление, однако не вполне понятно, когда именно оно впервые возникло. Палеонтологи изучили останки крупных трилобитов из Австралии и выяснили, что те были каннибалами уже 514 миллионов лет назад.

Первый трилобит-каннибал Redlichia rex / © Katrina Kenny / Автор: Godefridus Victorinus

Каннибализм нельзя назвать редкостью среди современных животных — известно немало случаев, например, среди насекомых: богомолов, термитов, москитов и не только. Однако о первых каннибалах в истории Земли известно немного — ведь о подобных пищевых привычках мы можем судить главным образом по косвенным признакам, которые к тому же должны хорошо сохраниться.

До недавнего времени самый древний случай каннибализма относили к концу ордовикского периода, примерно 450 миллионов лет назад. Однако новое исследование показало, что поедать себе подобных начали еще трилобиты, которые жили в кембрии 514 миллионов лет назад.

Лучшим доказательством каннибализма можно считать останки тела вида X, обнаруженные в пищеварительном тракте представителя того же вида X. Однако такие находки — это большая редкость.

В то же время в Эму Бэй, богатой окаменелостями локации на австралийском острове Кенгуру, сохранились свидетельства каннибализма другого сорта. Здесь обнаружили множество хорошо сохранившихся трилобитов, что позволило ученым разобраться с тем, кто и кого употреблял в пищу в начале палеозойской эры.

Окаменелости Redlichia rex / © Russell Bicknell

Напомним: трилобиты — это обширный класс членистоногих животных, которые заполонили моря в палеозойской эре и полностью вымерли в ее конце. Эти существа внешне немного напоминают мокриц, поскольку также имели сегментированный твердый экзоскелет.

Если на древнего трилобита нападали хищники, но ему удавалось от них спастись, то на его теле оставались следы от укусов и других повреждений. Именно такие находки привлекли внимание Рассела Бикнелла (Russell Bicknell), палеонтолога из Университета Новой Англии (Австралия). Он исследовал два вида трилобитов из Эму Бэй: Redlichia takooensis и Redlichia rex. Видовой эпитет «rex» («король») присвоен второму трилобиту в связи с внушительной внешностью и размерам. R. rex был одним из самых крупных трилобитов своего времени и достигал свыше 25 сантиметров в длину.

В общей сложности доктор Бикнелл изучил 38 образцов, относящихся к двум видам Redlichia sp. Некоторые из них он собрал сам, другие позаимствовал в музейных коллекциях. Особое внимание ученый уделял повреждениям, которые животные получили еще при жизни — с их помощью он пытался понять, кем же был нападавший на древних трилобитов.

Оказалось, что среди трилобитов с зажившими ранами (то есть таких, которые жили и после нападения) преобладают крупные экземпляры. Иногда не просто крупные, а превосходящие по размерам своих обидчиков. В то же время маленьких раненых трилобитов не оказалось, для чего у ученых нашлось одно нелицеприятное объяснение. Оно полностью подтвердилось после того, как палеонтологи обратили внимание на окаменевшие фекалии тех же самых животных — так называемые копролиты.

Копролиты трилобитов Эму Бэй оказались крупными, не менее 10 процентов от размера их тела. Но самым главным открытием стало их содержимое — фрагменты экзоскелетов тех же самых видов Redlichia, включая «трилобита-короля».

«Все, что меньше них по размеру, они поедали и превращали вот в эти очаровательные копролиты» — рассказывает доктор Бикнелл. — «Все крупнее них оставалось надкушенным, но все же могло спастись бегством». К тому же оказалось, что трилобиты предпочитали нападать друг на друга сзади — в передней части их тела ранения встречаются вдвое реже.

Ученый предполагает, что агрессором в этом случае был опять-таки R. rex. Вся эта история вдохновляет доктора Бикнелла сравнивать объект своего исследования с «мечехвостом на стероидах» и предполагать, что при жизни «король трилобитов» переползал по дну кембрийских морей, нападал на мелких жертв и при этом не гнушался собственным молодняком.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в новой статье в журнале Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology.