16.08.2023
1 638

Палеонтологи нашли «рукастого» родственника птерозавров с саблевидными когтями

4.1

Судя по новой находке, предшественники птерозавров стали двуногими и приобрели крупные, «хищные» клювы задолго до динозавров.

Венераптор оказался крайне ранним носителем зубастого клюва / ©Caio Fantini / Автор: Артем Фомин

Бразильские палеонтологи открыли новый вид до сих пор неизвестного рода Venetoraptor gassenae, жившего примерно 230 миллионов лет назад, в триасовом периоде. Он принадлежал к семейству лагерпетидов и имел целый ряд крайне необычных черт. Статья об их открытии вышла в Nature.

На его черепе, указывающем на большие глаза (возможность ночной охоты?), имеется крупный клюв, типичный ныне для хищных птиц. Это один из древнейших из известных клювов вообще и древнейший из настолько крупных относительно тела животного. Первый динозавр с такой чертой появился лишь через 80 миллионов лет после Venetoraptor gassenae. Кроме того, у животного сравнительно крупные верхние конечности с большими саблевидными когтями. Они могли использоваться как при охоте, так и для того, чтобы карабкаться по деревьям.

В отличие от клювов современных птиц, венераптор имел клюв зубастый, что, впрочем, типично и для птерозавров. Носители клювов лишились зубов лишь 66 миллионов лет назад, когда эта черта помешала им пережить падение гигантского астероида / © Caio Fantini

Авторы отметили, что лагерпетиды — наиболее близкая к птерозаврам группа нелетающих рептилий — до того считались значительно менее морфологически разнообразными, чем динозавры и птерозавры. Однако с учетом нового вида они оказываются не менее разнообразными, чем птерозавры, и более разнообразными, чем современные им динозавры. Обычно разнообразие той или иной группы прямо связано с ее эволюционным успехом — то есть способностью занять и удерживать максимальное количество экологических ниш.

Получается, для триаса лагерпетиды были как минимум не менее успешны, чем любая другая известная группа животных. Это впечатляет, поскольку на тот момент уже были представлены как предки современных млекопитающих, так и исчезнувшие ныне нептичьи динозавры и птерозавры. То есть такое положение лагерпетиды заняли в высококонкурентной среде.

Венераптор был весьма небольшим, метр в длину вместе с хвостом, и примерно по колено взрослому человеку / ©Caio Fantini

Черты венетораптора среди прочего говорят о его серьезной специализации, полагают авторы работы. Все это вместе привело их к выводу, что более поздний эволюционный успех птерозавров и динозавров, окончательное формирование которых относится как раз к триасу, — результат выживания немногочисленных линий из исходно очень большой группы линий с разными формами и экологической специализацией. Ранее многие ученые полагали, что ситуация была обратной: сначала разнообразие рептилий было небольшим, и лишь в юрском и меловом периодах оно достигло значительного уровня.