• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
08.04.2022
ЮФУ
2 079

Машинное обучение ускорило процесс создания новых материалов

4.6

Химики и физики Южного федерального университета проводят междисциплинарное исследование, которое поможет определить архитектуру наночастиц по данным спектроскопии рентгеновского поглощения. Этот подход позволяет ускорить процесс обработки данных и поиска наилучших катализаторов для низкотемпературных топливных элементов.

Машинное обучение ускорило процесс создания новых материалов / ©Пресс-служба ЮФУ / Автор: Cloelia Andronicus

Ученые ЮФУ провели совместный междисциплинарный научный проект, посвященный исследованию архитектуры биметаллических наночастиц в составе электрокатализаторов для низкотемпературных топливных элементов. Суть исследования заключается в автоматизации процесса обработки экспериментальных данных за счет использования алгоритмов машинного обучения.

В работе приняли участие сотрудники кафедры теоретической и вычислительной физики Физического факультета ЮФУ, профессора и доктора физико-математических наук Леон Авакян и Лусеген Бугаев, а также сотрудники лаборатории «Наноструктурные материалы для электрохимической энергетики» Химического факультета ЮФУ, доктор химических наук, главный научный сотрудник Владимир Гутерман, ведущие научные сотрудники Сергей Беленов и Анастасия Алексеенко.

Сергей Беленов / ©Пресс-служба ЮФУ

«Мы, как физики, занимаемся обработкой и глубоким анализом экспериментальных данных в науке о материалах. Поскольку сами мы не синтезируем новые материалы, сотрудничество с группой Химического факультета ЮФУ для нас жизненно важно. Именно они синтезируют новые материалы с выдающимися и необычными свойствами.

Леон Авакян / ©Пресс-служба ЮФУ

Благодаря этому исследованию мы можем понять, как же устроен синтезированный нанокомпозитный материал на атомном уровне. Это нужно для того, чтобы понимать, было ли достигнуто желаемое строение наночастиц ядро-оболочка, градиент. Или все смешалось и получился сплав», – профессор кафедры теоретической и вычислительной физики Физического факультета ЮФУ Леон Авакян.

Анастасия Алексеенко / ©Пресс-служба ЮФУ

«Междисциплинарные исследования позволяют получить новое качество работы, поскольку без современных методов исследования и подходов к обработке данных от коллег с Физического факультета невозможно детально характеризовать архитектуру полученных на Химическом факультете наночастиц», – добавила ведущий научный сотрудник Химического факультета ЮФУ Анастасия Алексеенко.

Алгоритмы машинного обучения, примененные учеными, выявили существенную чувствительность теоретических функций радиального распределения металла к архитектуре биметаллических наночастиц. По словам ученых, эти результаты можно применить при определении архитектуры наночастиц по данным спектроскопии рентгеновского поглощения. Результаты данного исследования позволят автоматизировать процесс определения структуры сложных наночастиц, что ускорит поиск высокоэффективных катализаторов для низкотемпературных топливных элементов.

«Результаты были получены на основании проведенных ранее EXAFS измерений на Синхротроне BESSY II (г. Берлин, Германия). Функции радиального распределения атомов в биметаллических наночастицах были получены как теоретически, с использованием метода молекулярной динамики, так и экспериментально, из анализа тонкой структуры спектров рентгеновского поглощения (EXAFS) на Pt L3- и Cu K-краях», – отметил ведущий научный сотрудник Химического факультета ЮФУ Сергей Беленов. Работа поддержана грантом Российского научного фонда. Результаты совместных исследований опубликованы в международном высокорейтинговом журнале Computational Materials Science. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Южный федеральный университет образован в рамках национального проекта "Образование" распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 года N1616-р (pdf) и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N1447 путем присоединения к Ростовскому государственному университету трех вузов: Таганрогского государственного радиотехнического университета, Ростовского государственного педагогического университета, Ростовской государственной академии архитектуры и искусств.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 10:52
Елизавета Александрова

После открытия лунного происхождения объекта 469219 Kamoʻoalewa (Камоалева) ученые задались вопросом: сколько еще выбитых с Луны обломков могут задерживаться в околоземном пространстве? Как выяснилось, во многом это зависит от того, с какой именно стороны Луны вылетает ее осколок. В окрестностях нашей планеты гораздо больше шансов встретить квазиспутники родом из экваториальных областей обратной стороны Луны.

16 мая
Юлия Трепалина

Новое исследование выявило парадокс: на словах в компаниях признают, что сотрудникам необходимо «отключаться» от задач в нерабочее время для поддержания производительности и психического здоровья. Но на деле тех, кто старается соблюдать эти правила, фактически наказывают, ограничивая в карьерном росте.

16 мая
Елизавета Александрова

В остатках протопланетного диска совсем недавно родившейся солнцеподобной звезды HD 181327 подтвердилось наличие смешанного с пылью водяного льда. По мнению астрономов, это скопление вещества — прямой аналог околосолнечного каменно-ледяного Пояса Койпера. Это доказывает, что другие звездные системы тоже бывают богаты водой.

11 часов назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

14 мая
Андрей

Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно