19.03.2022
3 665

Геологи нашли следы «мегаизвержений», которые пережило человечество в каменном веке

5.8

Ледяные керны древних ледников сохранили свидетельства десятков мощных извержений, включая три события уровня знаменитой катастрофы вулкана Тоба.

©Mark Garlick / Автор: Telestis Scaevinius

Самым мощным в письменной истории считается извержение вулкана Тамбора в 1815 г. Катастрофа произошла на территории нынешней Индонезии, но ее последствия почувствовали жители всей планеты. Выброшенные в воздух частицы вызвали климатические аномалии на всех континентах, привели к короткому глобальному похолоданию, неурожаям, массовому голоду и эпидемиям. И подобные события случаются чаще, чем кажется. Авторы новой статьи, опубликованной в журнале Climate of the Past, насчитали почти 70 весьма мощных извержений на протяжении последних 60 тысяч лет.

Андерс Свенссон (Anders Svensson) из Копенгагенского университета и его коллеги проанализировали ледяные керны, полученные в шести разных участках ледников Гренландии и Антарктиды. Этот лед накапливался медленно и долго, на протяжении многих тысяч лет, и сохранил частицы пыли и аэрозолей, которые летали в атмосфере в те далекие времена, причем в хронологическом порядке.

Эта работа позволила реконструировать содержание в воздухе частиц сульфатов – ключевой составляющей вулканических выбросов. Именно они, достигая стратосферы, способны вызывать глобальные аномалии климата. На большой высоте они разносятся по всей планете, оседая, в том числе, и на поверхности далеких ледников. Исходя из величины пиков накопления сульфатов ученые насчитали 69 извержений мощнее Тамборы 1815-го, произошедших в течение последних 60 тысяч лет, когда человечество уже вступало в поздний палеолит.

25 из этих извержений, по оценкам геологов, были мощнее всего, что случалось на протяжении письменной истории, включая Тамбору. А три из них могли достигать максимально возможной силы по шкале вулканической активности VEI, попадая в ту же группу «мегаизвержений», что и катастрофа вулкана Тоба, которая случилась более 75 тысяч лет назад и, по некоторым гипотезам, едва не погубила все человечество. Усиление этой активности после 60 тысяч лет назад ученые связывают с завершением долгого ледникового периода и «тектоническим ответом на таяние льдов».