23.04.2021
1 103

Показано, что тираннозавры не могли угнаться за своими детенышами-подростками

4.5

Ученые установили, что тираннозавры в подростковом возрасте были легче и быстрее своих многотонных родителей, поэтому те не могли угнаться за детенышами.

Тираннозавр рекс / ©Getty images

Работа опубликована в Journal of Vertebrate Paleontology. Предыдущие исследования показали, что взрослые тираннозавры были более выносливыми, чем молодые особи. Об этом свидетельствуют более массивные черепа животных и короткие задние конечности.

Однако, по словам авторов новой работы, исследователей из Университета Новой Англии (Австралия), никто до этого не изучал модели роста по ископаемым следам этих хищников. А они уникальны тем, что отражают полный отпечаток лап животного, по которому можно изучать очертания тканей, редко сохраняющихся в окаменелом виде.

Между тем следы трудно верно интерпретировать: на их форму могут влиять тип поверхности земли, движение животного в конкретный момент. Не всегда представляется возможным даже точно определить его вид. Поэтому ранее такие проблемы ограничивали использование отпечатков для понимания роста динозавров.

Тем не менее ученым удалось найти место, где отпечатки лап тираннозавров сохранились очень хорошо — в районе Гранд-Прери в Канаде. Особенность этих следов в том, что они принадлежат особям разного размера. Причем возраст их, как установили ученые, примерно одинаков — 72,5 миллиона лет назад. Поэтому они предполагают, что следы принадлежат одному виду животных — тираннозаврам.

Проанализировав очертания каждого образца при помощи так называемой геометрической морфометрии (этот метод устраняет влияние общих различий в размерах следов), специалисты обнаружили, что самая большая разница в размере отпечатков приходилась на относительную ширину и площадь поверхности отпечатка пяточной части. Следы меньшего размера довольно изящны, в то время как большие относительно широкие, в том числе в пяточной части.

Это говорит о том, что такие отпечатки могли оставить тяжеловесные животные, которым было необходимо поддерживать свою массу, опираясь на пятку. Ученым удалось установить, что юные тираннозавры были быстрее и подвижнее, чем их родители, поэтому те едва могли угнаться за ними. Возможно, это спасало молодняк от каннибализма взрослых.