23.04.2021
ДВФУ
1 860

В ДВФУ нашли вещество с нетипичным противоопухолевым механизмом действия

4.8

Разработать на его основе прототип лекарственного средства пока не получится, поскольку морская губка Monanchora pulchra, из которой выделили соединение, производит его крайне мало, а для искусственного синтеза натуральная биологически активная молекула имеет слишком сложную формулу. Выход – ждать, когда откроют новые источники, более богатые веществами с похожей формулой.

Monanchora pulchra / ©Пресс-служба ДВФУ

Статью об этом ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и ТИБОХ ДВО РАН опубликовали в Scientific reports. Вещество со сложным, как и его химическая формула, названием Монахоксимикалин С из морской губки Monanchora pulchra показало высокий противоопухолевый потенциал на клеточных линиях рака простаты.

В том числе, оно убивало раковые клетки, устойчивые к стандартной химиотерапии. Однако повторить это вещество с помощью искусственного синтеза – слишком дорого. В планах ученых ждать и искать новый источник этого или похожего вещества, из которого лекарственные молекулы можно получить в большем количестве.

Прецеденты уже есть. Например, из морских беспозвоночных был выделен препарат трабектидин, хорошо себя проявивший в борьбе с саркомами (вид рака) мягких тканей. Сначала для его получения требовалось собирать тонны морских беспозвоночных организмов асцидий. Затем была открыта бактерия, которая в достаточном количестве производит антибиотик цианосафрацин В, из которого потом синтетическим путем получается трабектидин.

«В случае с морской губкой, мы, скорее, не открыли новое лекарственное соединение, а подсмотрели у природы его наличие и нетипичный механизм действия. В будущем на основе этих знаний, возможно, мы получим новое перспективное вещество, — говорит Сергей Дышловой, сотрудник лаборатории биологически активных веществ ДВФУ, старший научный сотрудник лаборатории фармакологии Национального научного центра морской биологии имени А. В. Жирмунского ДВО РАН.

— Соединение интересно потому, что, во-первых, проявляет противоопухолевую активность даже в очень малых концентрациях, а во-вторых, механизм его действия приводит к так называемой неапоптотической гибели клетки – это достаточно редкое сочетание, которое может оказаться преимуществом». Ученый объяснил, что многие противоопухолевые вещества вызывают программируемую гибель раковых клеток. Такой механизм называется апоптозом. При его запуске, с одной стороны, меньше страдают здоровые клетки тела, меньше побочных эффектов и ниже вероятность воспаления. С другой стороны, далеко не все виды рака можно победить по такому «гладкому» сценарию.

Многие типы или подтипы опухолей выработали устойчивость к подобному воздействию. По этой причине представляют интерес вещества, которые работают иначе, более агрессивно, хотя их механизм действия чреват определенной «побочкой». Последствия «брутальной» терапии врачи смогут компенсировать при выработке общей стратегии лечения конкретного опухолевого заболевания. В дальнейшем исследователи планируют подробнее изучить механизм действия нового вещества.

Достаточно редкую морскую губку Monanchora pulchra нашли на Дальнем Востоке России на глубине около 100 метров вблизи необитаемого Курильского острова Чирпой во время экспедиции на научно-исследовательском судне «Академик Опарин». Исследования мирового океана и поиск перспективных лекарственных соединений из морских организмов — одно из основных направлений Стратегии научно-технологического развития России, которое также входит в число приоритетных направлений научной деятельности ДВФУ. Работу ведут при тесном сотрудничестве с институтами ДВО РАН.

Недавно сотрудники Школы биомедицины ДВФУ вместе с коллегами из Университета Женевы выделили из офиуры Ophiura sarsii необычное биологически активное вещество-производное порфирина. Его потенциально можно использовать в качестве доступного светочувствительного лекарственного агента в инновационной фотодинамической терапии, для таргетированного лечения тройного негативного рака молочной железы и других форм рака.

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) — федеральный университет во Владивостоке, основанный в 2011 году в результате объединения четырёх вузов, ДВГУ, ТГЭУ, ДВГТУ (все три — Владивосток) и УГПИ (Уссурийск). Ведёт свою историю от Восточного института — первого высшего учебного заведения на Дальнем Востоке.