1 апреля
13 517

Тираннозавры уменьшили лапки, чтобы их не отгрызли друзья

4.1

Предложена новая гипотеза, объясняющая необычайно малую длину передних конечностей ископаемого хищника.

Лапки коротки, зато пасть внушает уважение / ©scitechdaily.com

Короткие передние лапы тираннозавров служат предметом научных споров с самого их обнаружения. А коротки они настолько, что даже не доставали до пасти хищника. При этом, судя по следам крепления мышц на костях, были довольно сильными.

За столетие предложено много гипотез. Одни ученые допускали, что передние конечности помогали тираннозавру удерживать самку во время спаривания (опустим вопрос о том, зачем они в таком случае самке, которой никого удерживать не надо, да и коротки они для подобных целей). Другие — что ими он разделывал добычу, которую удерживал мощными челюстями. Третьи считали, что лапы были рудиментарными и T.rex ими не пользовался (правда, непонятно, откуда тогда на них сильные мышцы). А потом и мемов насочиняли.

Палеонтолог Кевин Падиан из Калифорнийского университета в Беркли (США) предложил свою гипотезу. Соответствующая работа опубликована в журнале Acta Palaeontologia Polonica.

Монтированный скелет тираннозавра в Беркли / ©Kevin Padian

Он начал с того, что изменил формулировку самого вопроса. Обычно спрашивают: «Что тираннозавр мог делать такими короткими лапами?» Падиан спросил: «Почему лапы тираннозавра стали короткими?»

Дело в том, что, судя по находкам, ранние тираннозавроиды, как и некоторые другие тероподы, имели значительно более длинные передние конечности. Они уменьшились, но почему? По мнению Падиана, передние лапы не были нужны тираннозавру при охоте — весь процесс обеспечивали громадные челюсти. То есть никакой функциональной нагрузки «лапки» не имели.

При этом ученый опирается на некоторое количество находок «стайных» тираннозавров. В разных местах были обнаружены группы палеонтологических остатков, принадлежащих разным особям тираннозавров. Тогда палеонтологи предположили, что эти хищники охотились группами.

Падиан пишет, что в случае групповой охоты на тушу пойманного животного претендовали сразу несколько хищников. Они могли одновременно поедать добычу. Он предлагает читателям представить такую картину: огромные мощные челюсти разгрызают и перемалывают плоть и кости. Что если два тираннозавра действовали своими челюстями слишком близко друг от друга? Или одному из них показалось, что второй претендует на более лакомый кусок?

Строение передней конечности тираннозавра / ©wikipedia.org

Существуют находки передних лап T.rex, на которых зафиксированы прижизненные травмы. Но нет сравнения травм тираннозавров и более ранних теропод с более длинными передними конечностями. Падиан считает, что лапы, не помогающие при охоте, могли превратиться в «лапки», чтобы их случайно или преднамеренно не укусили коллеги по поеданию добычи.

По его словам, тяжелые раны от укусов могут вызвать инфекцию, кровотечение, шок и в итоге смерть. Соответственно, уменьшение передних конечностей может быть выгодно, поскольку они все равно не используются при хищничестве.

Ученый предполагает, что это могло повлиять не только на T. rex, который жил в Северной Америке в конце мелового периода, но и на африканских и южноамериканских абелизаврид середины мелового периода, и на кархародонтозаврид, которые обитали в Европе и Азии в раннем и среднем меловом периоде и были еще больше, чем североамериканские тираннозавры.

При этом Падиан признал, что любую гипотезу, включая его, будет трудно подтвердить спустя 66 миллионов лет после вымирания последнего вида тираннозавров, но корреляцию можно выявить, если музейные образцы по всему миру будут проверены на наличие следов укусов. Если на уменьшенных конечностях найдут меньше следов укусов, это может быть признаком того, что редукция сработала.

В то же время новая гипотеза все равно не отвечает на вопрос о том, почему на костях передних лап наблюдаются следы от довольно сильных мышц. Если они не использовались при хищничестве, за счет чего там поддерживались такие мышцы? Изо всех пока выдвинутых предположений на этот счет хотя бы относительно удовлетворительным выглядит только одно.

Тираннозавры, как и мы — люди, — бегали на двух задних конечностях, а такой бег может создавать существенный закручивающий момент. Его компенсация у тех, кто не имеет передних конечностей (страусы), происходит за счет энергичной работы мышц корпуса. Однако если для компенсации использовать движения даже очень небольших конечностей (как это делают люди, размахивая руками при беге), избежать закручивания будет несколько проще. Впрочем, с проверяемостью у этой гипотезы есть проблемы: наблюдения за живыми тираннозаврами нам недоступны.