11.02.2022
3 698

Палеонтологи обнаружили древнейшего динозавра с простудой

6.1

Инфекция дыхательных путей проникла в кости древнего зауропода, сохранив свидетельства респираторного заболевания у животного, жившего в конце юрского периода.

Чихающая Долли: взгляд художника
Чихающая Долли: взгляд художника / ©Corbin Rainbolt

Животные, существовавшие в далекие эпохи прошлого, страдали от болезней ничуть не меньше современных. Так, по окаменелости центрозавра возрастом более 75 миллионов лет у него диагностировали остеосаркому. А авторы новой статьи, опубликованной в журнале Scientific Reports, выявили тяжелое заболевание дыхательных путей у зауропода, жившего 150 миллионов лет назад. Прежде древнейшим подобным примером были следы респираторной инфекции у титанозавра возрастом около 100 миллионов лет, но новый случай намного древнее.

Кэри Вудраф (Cary Woodruff) и его коллеги из Канады и США исследовали останки Долли (MOR 7029) — диплодоцида, представителя группы длинношеих великанов-зауропод. Окаменелость нашли на территории штата Монтана в 1990 году. Она достигает 18 метров в длину, поэтому ученые считают, что это был сравнительно молодой динозавр, проживший не более 15-20 лет. Палеонтологи рассмотрели фрагменты его черепа и семи верхних позвонков, содержащих полости для воздушных мешков — полостей, участвующих в дыхании у некоторых животных, включая динозавров и птиц.

Схема дыхательных путей Долли и движения инфекции по ним / ©Woodruff et al., 2022

Их дыхательная система заметно отличается от привычной нам: работу легких дополняет система воздушных мешков. У зауропод они проникают в шейные позвонки через отверстия, поверхность которых в норме исключительно гладкая, чтобы мягкие ткани не истирались о нее при движении. Однако на трех позвонках Долли именно в местах прохождения воздушных мешков развилось поражение кости, которое образовало небольшие (до одного сантиметра) бесформенные наросты.

Наверху — схематическое изображение останков Долли и позвонков, на которых найдены свидетельства поражения. Внизу — пятый позвонок и его фрагмент под увеличением, на котором видны аномальные выросты / ©Woodruff et al., 2022

Такое синхронное развитие сразу в нескольких позвонках вряд ли можно отнести к опухоли, и ученые полагают, что поражение связано с респираторной инфекцией, которая распространилась по дыхательным путям и через воздушные мешки достигла костей позвоночника. По-видимому, это была долгая и хроническая болезнь, одна из разновидностей аэроцистита — воспаления воздушных мешков. Стала ли она причиной гибели Долли, неясно, хотя животное наверняка тяжело страдало от насморка и высокой температуры.

Такие свидетельства в палеонтологической летописи не сохраняются. Поэтому невозможно и сказать, какая именно инфекция поразила диплодоцида или хотя бы какой природы она была — бактериальной или вирусной. Тем не менее Вудраф и его соавторы отмечают, что у современных пресмыкающихся и птиц частой причиной дыхательных инфекций, распространяющихся в кости, выступают грибки Aspergillus. Похоже, динозавры страдали от такого аспергиллеза еще в конце юрского периода.