Ученые впервые диагностировали рак у динозавра — Naked Science

Ученые впервые диагностировали рак у динозавра

5.2

Проведя всесторонний медицинский анализ деформированной берцовой кости центрозавра, ученые и медики диагностировали у него остеосаркому.

Схватка центрозавров
Схватка центрозавров / ©LadyofHats, Wikimedia Commons

Ученые провели новый анализ деформированной большеберцовой кости динозавра, найденной еще 30 лет назад в канадской провинции Альберта. 76-77 миллионов лет назад там, по-видимому, в изобилии встречались Centrosaurus apertus — рогатые, размером с корову травоядные центрозавры; сегодня палеонтологи находят тысячи их костей. Поэтому и данная находка сперва не привлекла особенного внимания, ее деформации сочли результатом заживания травмы — и поместили в музей.

Однако несколько лет назад на нее обратил внимание профессор Университета Торонто Дэвид Эванс (David Evans). Он привлек к изучению необычной кости палеонтологов, остеопатологов, онкологов — большую междисциплинарную команду, задачей которой стала диагностика болезни давно умершей рептилии. В статье, опубликованной в журнале The Lancet Oncology, ученые заключают, что центрозавра погубила злокачественная остеосаркома. В отличие от множества других онкологических болезней, она поражает не мягкие ткани, а кости, что и позволяет ее следам сохраняться лучше других: напомним, ранее остеосаркому находили и у далеких предков людей.

Срезы поврежденной остеосаркомой (слева) и здоровой (справа) берцовых костей центрозавров / ©Royal Ontario Museum, McMaster University

Это не первый случай обнаружения следов рака и у окаменелости динозавра. Однако на сей раз динозавру впервые удалось поставить полноценный и стопроцентный диагноз, опираясь в том числе на гистологические данные. Словно при работе с обычными пациентами-людьми, ученые провели окаменелости компьютерную томографию, взяли образцы биопсии и рассмотрели их под микроскопом. Было проведено даже компьютерное моделирование распространения опухоли по кости, которая к концу разрослась, по словам профессора Эванса, до размеров крупного яблока.

3D-модель повреждений: опухолевые перерождения в верхней части кости показаны желтым, красным — полость костного мозга / ©Royal Ontario Museum, McMaster University

По мнению ученых, ее расположение в центре кости исключает вариант с заживлением травмы. Кроме того, свои наблюдения они сопоставили с изучением кости здорового центрозавра, а также с особенностями кости человека, страдавшего остеосаркомой, что позволило дополнительно подтвердить диагноз. «На такой поздней стадии рак кости мог распространиться и в другие ткани динозавра, включая легкие, — говорит профессор Эванс. — И уж точно такая деформированная берцовая кость ограничивала подвижность.

«Этот конкретный центрозавр был наверняка сильно ослаблен раком, наверняка мучился от боли и был заторможен», — добавляет ученый. Вместе с тем вряд ли именно опухоль стала главной причиной его гибели. Судя по тому, что кость была найдена в большом «могильнике», динозавр умер вместе с массой своих сотоварищей — скорее всего, как и они, при наводнении.