«Самый маленький динозавр» оказался ящерицей — Naked Science
Денис Гордеев

«Самый маленький динозавр» оказался ящерицей

5.7

Ученые, весной этого года заявившие об уникальной находке, признали собственную ошибку.

Череп Oculudentavis khaungraae
Череп Oculudentavis khaungraae / ©Xing et al., 2020

Несколько месяцев назад китайские палеонтологи опубликовали статью о необычной находке в образце древнего янтаря, добытого на территории Мьянмы, — черепе крохотного динозавра под кодовым обозначением HPG-15-3. Исследователи дали ему видовое название Oculudentavis khaungraae и охарактеризовали как самого маленького динозавра из всех известных ученым.

Длина отлично сохранившегося черепа составляет чуть более семи миллиметров — гипотетический ящер, по мнению ученых, по размерам был сопоставим с колибри. В пасти О. khaungraae насчитали около трех десятков острых зубов, а глаза существа были разнесены по разным сторонам головы.

Палеонтологи предположили, что O. khanugraae был одним из переходных звеньев между динозаврами и птицами в нынешнем виде — наподобие археоптерикса. Возраст своей находки они оценили в 99 миллионов лет.

Размер янтаря с найденным внутри него черепом, сопоставленный с монетой — американским пенни / MailOnline

Несмотря на публикацию в Nature — одном из самых престижных научных изданий мира, — многие ученые отнеслись к открытию с изрядным скепсисом. Авторы статьи сперва отвергали критику, но позже все-таки признали ошибку: череп принадлежал не динозавру, а представителю современного отряда чешуйчатых пресмыкающихся — ящерице.

Предварительную версию опровержения можно прочитать на портале препринтов bioRxiv; позже его текст опубликуют в Nature. Хотя авторы несостоявшегося открытия уверены, что правильно описали существо (по крайней мере, его голову), они «потеряли его на древе жизни», ошибочно определив филогенетическую позицию находки.

Ранее мы писали о том, что на Мадагаскаре были обнаружены останки миниатюрного предка динозавров и птерозавров, а на севере Германии нашелся скелет прямобивневого лесного слона возрастом 300 тысяч лет

В ФСБ рассекретили данные об экспериментах нацистской Германии в оккупированном Крыму в годы войны. Вынужденное участие в них принимали как военнопленные, так и мирные жители.