• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
10.06.2024, 12:24
Андрей Папиш
444

Неофициальный общественный транспорт оказался не менее эффективен, чем государственный

❋ 3.4

Общественный транспорт в регионах Глобального Севера и Глобального Юга устроен противоположным образом. Например, в Европе и Северной Америке это государственные перевозчики с фиксированным маршрутом и расписанием. Однако во многих странах Азии общественный транспорт обычно неофициальный и динамичный. Европейские ученые решили выяснить, насколько такое устройство эффективно.

Зачастую в развивающихся странах государство не способно удовлетворить спрос граждан на общественный транспорт — и этим занимаются частные операторы
Зачастую в развивающихся странах государство не способно удовлетворить спрос граждан на общественный транспорт — и этим занимаются частные операторы / © Wikimedia Commons, Biswarup Ganguly.

Любой сколько-нибудь крупный современный город обладает сетью маршрутов общественного транспорта, по которым ходят трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутные такси. Благодаря этому маломобильные люди или те, у кого нет автомобиля, могут передвигаться по городу. Однако проектирование наиболее оптимальных маршрутов — довольно сложная задача. Жители всех районов должны иметь доступ к такому транспорту, путь из точки А в точку Б со всеми остановками должен быть эффективным, а расписание — точным.

Но это взгляд человека, проживающего в северной стране, где работа общественного транспорта заранее четко определена и централизована. Во многих странах Глобального Юга зачастую все наоборот: общественный транспорт состоит из частных перевозчиков. Причины заключаются в том, что на территории Глобального Юга проживают примерно 80% населения планеты, а руководство развивающихся стран не в силах удовлетворить такой спрос государственными средствами. Остается неясным, какая из этих систем эффективнее.

Выяснить это решили три исследователя из Германии и Австрии. Они проанализировали структуру семи тысяч автобусных маршрутов (этот вид транспорта популярен как у официальных, так и неофициальных перевозчиков) в некрупных городах южных и северных государств. Для более полного анализа ученые опирались на демографические данные, чтобы оценить плотность маршрутов и распределение населения. Результаты научной работы опубликованы в журнале Nature Communications.

страция самоорганизации маршрутов общественного транспорта по городскому району Кочабамба, Боливия, Южная Америка. (а) Автобусный маршрут определяется из данных как траектория движения автобуса, пространственно дискретизированная как последовательность GPS-позиций. (b) Различные маршруты, принадлежащие одному идентификатору, отличаются друг от друга только локально. (c.i-c.iii, d) Несколько вариантов маршрута самоорганизуются в последовательные линии с большим перекрытием. Три маршрута отличаются только в начале и в конце, а также в небольшой локализованной части, выделенной розовыми прямоугольниками на панелях (c) и (d), более подробно показанных на панелях (a) и (b). (e) Коллекция всех 431 отслеживаемых маршрутов со 130 различными идентификаторами охватывает весь город Кочабамба. (f, g) Подсчет количества маршрутов, пересекающих шестиугольные области города размером 400 м, позволяет оценить плотность обслуживания, которая напоминает плотность населения, что является приблизительным показателем местного / © Nature Communications, Kush Mohan Mittal et al.

Авторы статьи отслеживали маршруты по GPS-трекам картографического проекта OpenStreetMap и классифицировали каждый из 36 городов по системе общественного транспорта как официальные и неофициальные. В группу северных стран вошли: США, Канада, Турция, Австралия, Великобритания и прочие. Глобальный Юг рассмотрели на примере Эфиопии, Боливии, Филиппин, Ирана и других стран. Также городскую карту разделил на шестиугольники, чтобы узнать, сколько отдельных маршрутов проходит через каждый сектор.

Выяснилось, что неофициальные перевозчики часто перестраивают маршруты в зависимости от трафика (например, чтобы объехать пробку), тем самым делая путь оптимальнее. В целом же самоорганизация, отличающая неофициальный общественный транспорт, эффективна в любых инфраструктурных и географических условиях и не уступает в этом государственным операторам. В некоторых случаях адаптивность частных перевозчиков под нужды населения и активное взаимодействие водителей и пассажиров улучшает структуру маршрутов: становится меньше объездов и крюков.

К примеру, человеку нужно попасть на окраину города. По фиксированному пути автобус заедет еще в несколько районов, что удлинит и без того протяженную дорогу. В то же время неофициальный перевозчик не будет тратить время на объезд всех участков, а сосредоточится на своем коротком маршруте, поскольку он конкурирует с другими операторами. Что примечательно, транспортная система Глобального Юга достигает высокой эффективности без больших денежных вложений — и даже становится прибыльной.

Однако, несмотря на то что неофициальный общественный транспорт доступнее государственного (хотя бы потому, что дешевле), операторы нередко максимизируют прибыль и чрезмерно загружают автомобили. Надежность падает, в результате снижается уровень безопасности пассажиров. К тому же их обслуживание не гарантировано: автобус может просто не приехать, так как не прикреплен к расписанию, или ждать придется слишком долго.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Автор специализируется на популяризации биологии и палеонтологии. Пишет о поведении животных, необычных находках древнего мира. Интересуется всем, что летало, бегало и формировалось миллионы лет.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
15 сентября, 10:36
Игорь Байдов

Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.

16 сентября, 13:21
Адель Романова

Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.

15 сентября, 11:30
РНФ

Ученые обнаружили, что общепринятые константы, с помощью которых химики предсказывают свойства молекул, содержали ошибки. Исправленные значения констант теперь объясняют ранее непонятные химические аномалии и позволяют предсказывать свойства новых материалов для квантовых технологий, датчиков и умных покрытий.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

15 сентября, 10:36
Игорь Байдов

Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.

15 сентября, 11:30
РНФ

Ученые обнаружили, что общепринятые константы, с помощью которых химики предсказывают свойства молекул, содержали ошибки. Исправленные значения констант теперь объясняют ранее непонятные химические аномалии и позволяют предсказывать свойства новых материалов для квантовых технологий, датчиков и умных покрытий.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

11 сентября, 12:04
ПНИПУ

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно