Японские ученые успешно испытали рисовую вакцину от холеры — Naked Science
28 июня

Японские ученые успешно испытали рисовую вакцину от холеры

4.8

Новая вакцина от холеры MucoRice-CTB принимается в виде рисовой муки — перорально — и не требует хранения на холоде.

©Teen00000

Японские ученые разработали новый вид вакцины от холеры, получив ГМ-линию риса, который производит антиген, стимулирующий иммунный ответ организма. Вакцина MucoRice-CTB не требует холодного хранения и уколов: зерна перетирают в муку, смешивают с водой и принимают перорально. В новой статье, опубликованной в журнале The Lancet, представлены результаты первой фазы клинических испытаний MucoRice-CTB.

Холера знакома людям с глубокой древности, с ней даже связывают некоторые легенды о вампирах. До сих ею заболевают миллионы людей в год, многие десятки тысяч погибают. Вакцина от холеры представляет собой субъединицу В холерного токсина (CTB, Cholera Toxin Subunit B) — этот фрагмент сам по себе не вызывает токсичных эффектов, но стимулирует иммунный ответ и появление специфических антител. Ген, отвечающий за производство этого протеина, был внесен в растения риса еще несколько лет назад, после чего состоялись успешные испытания на животных.

Новые двойные слепые, рандомизированные плацебо-контролируемые тесты проводили на группе из шестидесяти добровольцев-мужчин, получавших различное количество (три, шесть либо 18 миллиграммов) вакцины четырьмя порциями на протяжении восьми недель. Через два и четыре месяца после введения последней дозы подопытных проверяли на наличие и количество антител IgA and IgG.

Наверху: молодые, а также готовые к сбору урожая ГМ-растения MucoRice-CTB. Внизу, слева направо: бурый рис шлифуется, перетирается в муку и смешивается с водой / ©Hiroshi Kiyono, CC BY

Работа подтвердила отсутствие заметных побочных эффектов, а также дозозависимый иммунный ответ, максимальный у людей, получавших самую большую порцию MucoRice-CTB. Вместе с тем у некоторых подопытных антител так и не обнаружили: по словам ученых, это заставляет задуматься о том, не влияет ли состояние кишечной микрофлоры на метаболизм и всасываемость препарата.

Пока все это продемонстрировано лишь на жителях Японии, а авторы только планируют проведение аналогичных испытаний на представителях других этнических групп. По их признанию, это не первая вакцина от холеры, которую можно принимать перорально, однако первая, которая не требует хранения в холодильнике.

Препарат остается стабильным при комнатной температуре весьма долгое время. Синтезированный протеин вместе с некоторыми другими белками накапливается зернами в специальных органеллах, белковых тельцах (protein bodies). Эти плотные мембранные образования сохраняют структуру и функциональность молекул долгое время без всякого холода.