03.12.2021
9 794

Выявлены загрязнители, связанные с соотношением полов

5.1

Ученые из Швеции и США узнали, какие загрязняющие вещества в воздухе и воде могут быть связаны с рождением детей того или иного пола.

Выявлены загрязнители, связанные с соотношением полов / ©Getty images / Автор: Анастасия Кожевникова

На биологическом уровне на соотношение полов при рождении могут влиять гормональные факторы. Соотношение полов при рождении обычно составляет около 106:100 (мальчиков рождается больше, чем девочек). Однако эта тенденция варьируется в зависимости от географического региона и временного периода.

Прошлые исследования уже показывали, что на соотношение полов при рождении могут влиять загрязнители, погодные изменения и психологический стресс. Но большинство из таких работ сосредотачивались более чем на одном из таких факторов и использовали небольшие объемы данных.

Авторы нового исследования из Чикагского университета (США) и Каролинского института (Швеция) избавились от таких недостатков в своей работе. Они сосредоточились исключительно на загрязняющих веществах и проанализировали записи из набора данных BM Health MarketScan о страховых выплатах более чем по трем миллионам рождений в США с 2003 по 2011 год, а также записи более чем о трех миллионах рождений в Шведском национальном реестре пациентов с 1983 по 2013 год.

Выяснилось, что изменения в соотношении полов не были связаны с сезонами года, температурой окружающей среды, уровнем безработицы или преступлений и другими подобными факторами. А вот загрязняющие воздух и воду вещества на такое соотношение влияли. Среди них ученые выявили: полихлорированные дифенилы (ПХД), железо, свинец, ртуть, монооксид углерода и алюминий в воздухе, а также хром и мышьяк в воде. Обнаружили и другие факторы, коррелирующие с соотношением полов: экстремальные засухи, смертность в результате ДТП и некоторые другие.

Тем не менее ученые говорят, что для окончательных выводов нужны дальнейшие исследования, поскольку наличие корреляции между загрязнителями и рождением детей того или иного пола еще не означает причинно-следственную связь. Исследователям также неясны механизмы, при помощи которых загрязнители воздействуют на рождение ребенка того или иного пола. Работа опубликована в журнале PLOS Computational Biology.

В прошлом ИИ-системы выполняли определенный набор задач, а при появлении новых их нужно было переобучать. На это уходили дополнительные финансовые и вычислительные ресурсы. Открытие лаборатории исследований искусственного интеллекта T-Bank AI Research и Института AIRI меняет ситуацию. Ученые первыми в мире создали модель в области контекстного обучения (In-Context Learning), которая на нескольких примерах сама может учиться новым действиям.

По оценкам, примерно 10-20 процентов массы галактических скоплений приходится на видимую материю (барионную). Из нее состоят звезды и горячая плазма. Остальное приходится на темную материю, неуловимую нашими инструментами. Впервые напрямую наблюдать разделение двух видов материй удалось в сливающихся галактических скоплениях MACS J0018.5+1626.