03.12.2021
24 888

Ученые подтвердили, что первое крупное вымирание вызвали вулканы

4.6

Исследование ученых из Великобритании подтверждает, что основной причиной ордовикско-силурийского вымирания стали вулканические извержения.

Ученые подтвердили, что первое крупное вымирание вызвали вулканы / ©Getty images

По поводу массовых вымираний в науке идет вечный спор между биологами и климатологами. Первые считают, что основные факторы вымираний всегда связаны прежде всего с внутренними биологическими причинами (сложными процессами конкуренции между видами и прочими внутренними факторами, слабо заметными стороннему наблюдателю), а вторые объясняют это внешними причинами, такими как упавший астероид, вспышка сверхновой или извержение вулканов.

Последние причины выглядят ярче и убедительнее, чем первые, поэтому как в массовом сознании, так и в сознании многих ученых они выдвигаются на первый план. Возможно, правда, как водится, находится посередине. Но «победу» вновь одержала «внешняя» гипотеза.

Речь идет об ордовикско-силурийском вымирании, которое случилось на границе двух периодов 440-450 миллионов лет назад, ориентировочно 445 миллионов лет назад. Оно происходило в две фазы и было самым крупным на планете после пермского вымирания, унеся жизни более 60 процентов морских беспозвоночных. Это первое крупное вымирание, входящее в классическую «большую пятерку».

Ордовикскому вымиранию посвящено две основные гипотезы. Первая — ее сегодня поддерживают небольшое число ученых — предполагает, что причиной стала вспышка гамма-излучения от сверхновой, находящейся в шести тысячах световых лет от Земли. А вторая — что главную роль в вымирании сыграли вулканы. И у той, и другой есть свои недостатки и неясные моменты. Известно, например, что ордовикское вымирание было связано с резким и продолжительным похолоданием. Однако что именно его вызвало — непонятно.

Исследователи из университетов Саутгемптона, Плимутского, Лидского и Оксфордского (Великобритания) подтвердили эту версию, представив свои выводы в журнале Nature Geoscience. Команда определила, что вымиранию в конце ордовика способствовали два исключительно сильных импульса вулканической активности по всему земному шару: на территории современных Северной Америки и Южного Китая. Известно, однако, что извержения вулканов способствуют накоплению в атмосфере углекислого газа, отчего, наоборот, происходит глобальное потепление.

Ордовикское вымирание же было связано с внезапным и обширным оледенением. Но ученые обнаружили, что в этом деле участвовали сложные процессы. Прежде всего они были связаны с высвобождением фосфора, поступающего в океан. Дело в том, что фосфор определяет скорость, с которой небольшие водные организмы используют фотосинтез для преобразования углекислого газа в органическое вещество. После смерти эти организмы оседают на дно, блокируя фосфор. Вулканический материал способен высвободить фосфор, что путем сложных химических процессов приводит к похолоданию, снижению уровня кислорода в океане и вымиранию.