Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
03.12.2021
ПНИПУ
1 593

Дезинфектант ученых Пермского Политеха позволит атаковать бактерии, устойчивые к антибиотикам

4.8

Угроза распространения опасных штаммов бактерий, которые обитают в больницах, постоянно растет. Многие виды стафилококков вырабатывают устойчивость к антибиотикам и способны вызывать заболевания у людей. Ученые Пермского Политеха, Института экологии и генетики микроорганизмов и Института технической химии УрО РАН получили новое антибактериальное соединение, которое сможет эффективно бороться с микроорганизмами.

Золотистый стафилококк / ©Getty images

Результаты исследования химики и биологи представили в журнале «Антибиотики и химиотерапия», выполняя работу в рамках государственного задания. По словам ученых, стафилококки постоянно находятся в симбиозе с людьми и животными и являются важными компонентами их кожных покровов и слизистых оболочек. В норме они редко вызывают патогенные процессы.

Но «выживаемость» этих микроорганизмов в агрессивных условиях окружающей среды достаточно высока, поэтому важно отслеживать уровень их устойчивости к антибиотикам в лечебных учреждениях. Стафилококки – одна из главных причин возникновения клинически значимых инфекций. Например, некоторые из них – бактерии Staphylococcus epidermidis и Staphylococcus haemolyticus – при попадании в организм пациентов с ослабленным иммунитетом могут вызывать их инфицирование и провоцировать развитие болезненных состояний.

Структура соединения / ©Пресс-служба ПНИПУ

«Исследования показывают, что бактерии находят способы «обходить» действие антибиотиков и дезинфектантов, чтобы выжить в «оккупированной» нише. В частности, они образуют биопленки, которые значительно повышают их устойчивость к внешним факторам, в том числе к иммунному ответу человека.

Поэтому ученые находятся в экстренном поиске новых эффективных антибактериальных соединений, а также разрабатывают методы совместного использования традиционных и альтернативных антибиотиков», – рассказывает один из исследователей, выпускник кафедры химии и биотехнологии Пермского Политеха Иван Пьянков.

По словам разработчиков, бактерии в составе биопленок менее уязвимы к действию антибактериальных препаратов и воздействию иммунной системы человека. Это может быть связано с формированием особых межклеточных контактов и образованием единой генетической системы, а также появлением клеток с пониженной чувствительностью к антибиотикам. Внеклеточное вещество в биопленках тоже «ослабляет» действие лекарств.

Постановка эксперимента по проверке антибактериальной активности химического соединения (на фото – один из разработчиков, выпускник кафедры химии и биотехнологии Пермского Политеха Георгий Отинов) / ©Пресс-служба ПНИПУ

Пермские исследователи предложили использовать дезинфектант – препарат «СА», который синтезировали на основе изохинолина, совместно с новым низкомолекулярным катионным пептидом бактериального происхождения – хоминином. Они изучили его эффективность в отношении биопленок бактерий клинического штамма Staphylococcus haemolyticus и его устойчивого к антибиотикам варианта.

Ученые установили, что препарат «СА» обладает выраженным бактерицидным действием и способен уменьшать «сцепление» бактерий с окружающими поверхностями на 50 процентов. Комбинации «СА» и хоминина позволяют снизить их токсичное действие на организм человека и резко повысить антибактериальную эффективность.

«Результаты исследований показали, что антибактериальное соединение успешно нейтрализует бактерии – как свободно живущие, так и в составе биопленок. Дезинфектант эффективно уничтожает живые бактерии, его действие проявляется практически мгновенно. Совместное использование этих соединений позволяет значительно снизить их концентрации для предотвращения развития пленок, то есть приводит к синергии: эффект от совместного использования превышает их действия по отдельности», – поясняет разработчик. Новое дезинфицирующее средство может быть использовано для эффективной обработки поверхностей в медицинских учреждениях.