31 мая
6 166

Вакцина от столбняка неожиданно защитила от болезни Паркинсона

5.2

Паркинсонизм — массовое заболевание нашей эпохи, которое затронуло многие миллионы людей. До сих пор ученым и врачам были неясны ее причины. Похоже, теперь ситуация изменилась: новая научная работа израильских исследователей претендует на решение загадки и даже предлагает средство защиты от этого тяжелого недуга.

Иоанн-Павел II в 2004 году. Хорошо видны типичные признаки болезни Паркинсона: так называемая поза манекена и проблемы с мимикой / © Wikimedia Commons

Болезнь Паркинсона — второе по распространенности нейродегенеративное заболевание после болезни Альцгеймера. В случае паркинсонизма поражаются нейроны, отвечающие за движения. В среднем за восемь лет заболевший оказывается прикованным к постели, а за 10 лет не может обслуживать себя самостоятельно и в принципе жить отдельно.

До сих пор причины заболевания не были известны, отчего лечить или предупреждать его было затруднительно. Существующие средства просто замедляли прогрессирование, но не более того.

Как это часто бывает с непонятными болезнями, причины пытались списать то на генетику, то на возраст, то на загрязнение окружающей среды. Проблема заключалась в том, что в одних популяциях с одними и теми же генами и в одинаковых возрастных группах частота болезни Паркинсона могла сильно различаться, даже если загрязнение среды было сходным. Стало ясно: что-то ускользает от внимания специалистов.

Новая работа израильских исследователей, опубликованная на сайте medRxiv, претендует на решение загадки. Ученые обратились к записям израильской системы здравоохранения в поисках какого-то фактора, при наличии которого люди страдают болезнью Паркинсона реже или чаще. Один такой получилось найти: вакцинированные от столбняка показали вдвое меньшую вероятность развития болезни Паркинсона, чем те, кто не сделал прививку. Полторы тысячи больным из выборки было от 45 до 75 лет, как и 7,5 тысячи участникам контрольной группы. То есть речь не идет о вакцинированных от столбняка детях, которым такие заболевания не свойственны.

Первое фото человека с болезнью Паркинсона, 1879 год. Несмотря на длительное знакомство с болезнью до 2024 года у человечества не было эффективных путей борьбы с ней. Если выводы новой работы будут подтверждены на большей выборке и другими научными группами, такой путь станет реальностью / © Wikimedia Commons

Детальное изучение помогло обнаружить еще более важный момент: в первые два года после вакцинации от столбняка люди не получали диагноз «болезнь Паркинсона» вовсе. В последующие годы риск заболевания плавно рос и у вакцинированных, но все равно оставался ниже, чем у тех, кто не прививался от столбняка.

Авторы работы предложили объяснение этой странной закономерности. Столбняк вызывают анаэробные бактерии Clostridium tetani. Они обитают в кишечниках животных и оттуда попадают в почву (особенно унавоженную). В кишечнике эти бактерии относительно безвредны, поскольку их тетанотоксин не всасывается из желудочно-кишечного тракта. Проблемы начинаются тогда, когда человек с ранением контактирует с почвой, где такие бактерии присутствуют очень часто. Попадая в кровь, столбнячная палочка может активно распространяться по организму, а ее токсин — вызывать серьезнейшие мышечные спазмы (вплоть до переломов) и смерть.

Исследователи задались вопросом: а что, если у столбняка есть не только острая фаза, но и способность к длительному негативному воздействию на организм? В таком случае с недостаточно чистыми руками бактерии Clostridium tetani могут попасть в нос, а оттуда, особенно при наличии повреждений слизистой и ослабленного иммунитета, — в головной мозг. Там возбудитель может начать нейродегенеративные процессы, которые мы и называем болезнью Паркинсона. Не исключено, что и какое-то количество тетанотоксина все же может попасть в мозг даже от бактерий в кишечнике (хотя достоверно установить это пока сложно).

Звучит логично, ведь тетанотоксин, вырабатываемый этими бактериями, действительно весьма опасен для нервных клеток (собственно, именно он и вызывает спазмы при обычном течении столбняка).

Верна эта гипотеза или нет — покажут будущие работы. Однако ситуация уже выглядит так, что прививка от столбняка раз в два года — надежная защита от болезни Паркинсона.

В России взрослый имеет право вакцинироваться от столбняка раз в 10 лет, что не даст полную защиту, но все же способно существенно снизить риск заболеть. Как и у большинства вакцин — например, от оспы или коронавируса — защита после прививки не вечная. С годами уровень антител и Т-лимфоцитов, нацеленных на борьбу с той или иной инфекцией, падает, вне зависимости от того, получил человек эти антитела вследствие болезни или вакцинации. И все же, даже через много лет после прививки, вероятность тяжелого течения болезни у тех, кто вакцинировался, остается ниже, чем у непривитых.

Ранее сходное открытие сделали для болезни Альцгеймера (ведет к деменции и смерти) — еще более массового нейродегенеративного заболевания, чем болезнь Паркинсона. Ученые установили, что привитые от гриппа страдают этим недугом значительно реже тех, кто не делает прививку. Тогда же исследователи высказали гипотезу, что вирус гриппа может проникать в мозг и наносить существенные повреждения, со временем ведущие к болезни Альцгеймера.